Станет ли Австралия и другие экспортеры лития новым Дубаем

Падение цен на аккумуляторы

Рост цен на литий, основной элемент аккумуляторов электромобилей, в 2019 году сменился его падением. Аналитики также отмечают снижение цен на ионные батареи, что в скором будущем увеличит спрос на е-мобили и спровоцирует дефицит лития. Смогут ли Австралия, Чили, Боливия и Аргентина — основные экспортеры лития, на волне спроса, подняться до уровня Дубая?

  • Изображение статьи

    Спираль развития технологий раскручивается по законам спроса и предложения, и если страна до сих пор не стала Дубаем, благодаря уникальности своих природных недр, это не значит, что на следующем витке она не превратится в ключевого поставщика, востребованного по всему миру продукта.


    Рост цен на литий


    С 2015 года по 2018 год аналитики отмечали устойчивый рост цен на литий. За этот период его стоимость увеличилась в три раза. Фактором роста послужил дефицит редкоземельного элемента и увеличение спроса на электрокары, где этот металл является основной составляющей при производстве ионно-литиевых аккумуляторов.

    Всего за три года в мире было впущено 5 млн электромобилей. Компании, занятые в добыче лития, отреагировали на повышение спроса расширением производства.


    Развитие отрасли


    Горнодобывающие концерны, предвидя повышение спроса на литий, стали наращивать производственные мощности по его добыче. В результате уже в 2015 году объем добычи серебристо-белого металла составил 35,2 тыс. тонн.

    Только на территории Австралии к 2017 году было взято в разработку 6 месторождений. Эксперты считают, что производство лития на этом континенте в ближайшие годы вырастет на 23%. Перенасыщение рынка литием и снижение объемов производства электрокаров спровоцировало падение цены на металл в 2019 году.

     

    Литий получают из соленых озер и соляных шахт. Раствор хлорида лития выкачивают и выпаривают на солнце. Крупнейшие горнодобывающие предприятия находятся на территории Австралии, Чили и Аргентины. Залежи 70% мировых запасов лития находятся в Боливии — солончак Салар-де-Уюни Люкой Галуззи. (справочная информация)

     


    Падение стоимости


    Воодушевленные ростом спроса на литий многие компании стали наращивать мощности в области горнодобычи редкоземельного элемента, а также производства батарей для электрокаров. В результате количество предложений по литию на рынке выросло.

    На фоне бурного развития отрасли добычи лития, у Китая, основного производителя электромобилей, спрос на электрокары начал падать. В 2019 году  он снизился на 17,5% и составил всего 90 % к предыдущим годам. Для сравнения рост парка в 2017-2018 к предшествующим годам составлял 180%. В таких условиях автопроизводители откорректировали свои планы по изготовлению е-мобилей, это снизило спрос на аккумуляторы. 

  • Изображение статьи

    Кроме того, поставщики лития столкнулись с нехваткой производственных мощностей для переработки сырья в металл, используемый при производстве батарей. Ситуация усложняется тем, что запуск новых предприятий затруднен агрессивным насыщением рынка сырьем и требованиями регуляторов. Совокупность всех эти факторов вынудили горнодобывающие компания снизить цены на сырье в 2019 году.


    По данным Benchmark Mineral Intelligence стоимость на литий уже в текущем году снизилась на 9%, что привело к падению стоимости акций основных производителей. Так ценные бумаги американской химической компании Albemarle подешевели на 10% с начала года, а стоимость акций чилийской SQM упала на 23%.


    Аналитики инвестиционного банка Morgan Stanley пересмотрели свой прогноз по литию, если раньше речь шла о том, что снижение цен продолжится до 2021 года, то сейчас в их отчете говорится о падении до 2025 года. По их словам следует ждать снижение цен на литий на 30% на протяжении 6 лет. Причина ухудшения прогноза — появление новых технологий в Китае, которые уменьшаю стоимость элемента для батарей электрокаров, в результате этого происходит перенасыщение рынка предложениями.


    "Мы все также отмечаем избыток лития на мировом рынке", - подчеркивает аналитическая служба Morgan Stanley.


    Специалисты банка также  прогнозируют, что средняя стоимость карбоната лития из Южной Америки, который сейчас торгуется по цене $11,5 тыс. за тонну, снизится до $10 тыс. за тонну к концу текущего года, а к 2025 году до $7,2 тыс. за тонну. Вместе с тем рынок не останется в таком положении.

    Прогноз роста цены


    Эксперты заявляют о том, что такая ситуация на рынке лития сохранится ненадолго. При снижении цен на литий крупные горнодобывающие предприятия сократят объемы добычи металла, а мелкие уйдут с рынка. В результате снизится количество сырья, что приведет к выравниванию спроса и предложения, а в дальнейшем и к дефициту сырья на рынке, что снова приведет к росту цены на литий.

    Падение цен на аккумуляторы


    Аналитики Bloomberg New Energy Finance в декабре 2018 года разместили отчет, где сказано, что средняя цена на ионно-литиевые аккумуляторы начиная с 2010 года за восемь лет снизилась на 85 % — до $176 за 1 кВт*ч. При этом специалисты обращают внимание, что указанная стоимость является средней. Вполне вероятно найти аккумуляторы и по более низкой, и по более высокой цене. Так ионно–литиевая батарея Tesla стоит $176 за 1 кВт*ч.

  • Изображение статьи

    По словам экспертов, такая тенденция продолжится до 2024 года, тогда по их расчетам цена за аккумулятор опуститься до $94 за 1 кВт*ч, а к 2030 году — $62. В случае более высоких объемов продаж батарей, стоимость еще больше снизится.


    На снижение цены аккумуляторов не в состоянии даже повлиять дефицит элементов входящих в состав батарей: лития, кобальта, никеля и алюминия. Так, при росте цен лития на 50%, стоимость аккумулятора увеличится всего на 4%, а при росте цен на кобальт подорожание составит — 3%. Поэтому в самом ближайшем будущем никакие другие энергоносители не смогут заменить батареи, поскольку рынок в первую очередь смотрит на цену, а уж потом на эффективность. Лишь в конце 20 годов существует возможность, что твердотельные батареи заменят традиционные.

     

    Специалисты Bloomberg не раз акцентировали внимание на том, что растущий спрос на е-мобили провоцирует аккумуляторный дефицит.

    «В мире уже сейчас ощущается нехватка батарей. Только в 2025 году Volkswagen выведет на рынок 3 млн электрокаров в течение года.

    Эксперт Bloomberg NEF Яйой Секине заявил: «Мы никогда еще не сталкивались с таким спросом. Предложение попросту не успевает».

    К 2023 выпуск литиево-ионных аккумуляторов вырастет до 1000 ГВт*ч в год. При этом две трети производственных мощностей будет сконцентрировано в КНР. Это позволит выпускать 20 млн электрокаров при средней мощности батареи в 50 кВт*ч. Такой рост на рынке вполне вероятен при заявленных планах по запуску и расширению производственных мощностей.


    Экспансия рынка е-мобилей


    Для повышения спроса на литий требуется, чтобы рынок е-мобилей распространился на бюджетный класс автомобилей, и при этом сохранилась тенденция уменьшения стоимости аккумуляторов.


    Исходя из нынешней ценовой политики в Восточной Европе и наблюдаемой динамики на мировом рынке аккумуляторов, опираясь на простые расчеты, можно сказать, что к 2040 году электромобили смогут потеснить автомобили с ДВС (двигатели внутреннего сгорания).

  • Изображение статьи

    Если в 2018 году средняя цена за 1 кВтч емкости лития соответствовала $176, то стоимость 100 кВтч будет равна $18 тыс. За такую цену можно приобрести автомобиль бюджетного класса типа KIA Rio и более 10 тыс. литров бензина, которого хватит на 200 000 км пробега. При этом не учитывается стоимость автомобиля, которая для бюджетного класса составит еще $10-15 тыс.


    Электрокар в кузове автомобиля B – класса будет стоить около 30 тыс. долларов и его приобретение не принесет никакой экономии. За такую же цену можно купить бюджетный автомобиль с ДВС и с запасом топлива на весь срок эксплуатации, примерно 300 тыс. км. 
    Для автомобиля VIP-класса, такого как Mercedes-Benz BRABUS с ценой в $300 тыс., переход на аккумулятор увеличит его стоимость всего на 10%, а вот для бюджетного класса (от $10 до $30 тыс.) цена вырастет на 300%.


    Учитывая эти факторы можно сказать, что в ближайшее время электрокары не смогу конкурировать с традиционным автотранспортом в массовом сегменте.


    Но в настоящее время наметилась тенденция к снижению стоимости аккумуляторов, и этот показатель напрямую влияет на увеличении спроса на электромобили. Если в 2010 году стоимость за 1 кВт час аккумулятора составляла $224, то уже к 2018 году цена равнялась $176.
    За 8 лет минувшего десятилетия стоимость на аккумуляторы снизилась примерно в 1,27 раза, а к 2024 году снизится еще на 1,87 раза от показателей 2018 года.

    Согласно расчетам экспертов 176/1,87=94$, то есть цена за 1 кВт емкости в 2024 году составит $94. 
    100 кВт/ч уже будет стоить $9,4 тыс. против нынешних $18 тыс. Эта цена еще не будет выгодна для использования аккумулятора вместо ДВС, но уже гораздо экономичнее. Если следовать аналитике экспертов, то 94 /1,51 = 62$ за кВт/ч в 2030 году. Пока еще высоковато для бюджетного сегмента.
    Если предположить что тенденция сохранится, то приблизительно к 2040 году цена снизиться до $15 за 1 кВт час.

  • Изображение статьи

    При $15 за кВт*ч цена батареи на 100 кВт час составит $1500 (+15% к наиболее дешевым автомобилям). Такие цифры дадут возможность конкурировать е-мобилям на равных с бюджетным классом авто с ДВС.


    Вес аккумулятора составит около 350 кг, что приемлемо для легкового бюджетника. То есть при благоприятной динамике е-мобили смогут на равных конкурировать с аналогами на ДВС только в 2040 году.


    Разница в цене около 2 тыс. долларов столь мала, что если взять стоимость литра бензина в среднем $1, то две тысячи это 2000 литров на 30 тыс. км пробега. При цене электроэнергии 10 центов за кВт*ч и запасе хода от батареи на 100 кВтч около 300 км, за 30 тыс. км будет израсходовано почти 10 МВтч энергии. В денежном эквиваленте— $1000.


    В результате нехитрых расчетов видно, что в 2040 году электрокары начнут окупаться уже через 60 тыс. км без учета статьи за сервисное обслуживание. Поскольку приобретение бюджетного е-мобиля за $12 тыс. плюс 60 км пробега дополнительно $2 000 в результате $14 000, а аналогичная модель за $10 тыс. и топлива на 60 тыс. пробега (4000 литров бензина) соответствуют $14 тыс.


    Такая цена вполне допустима для автомобиля в бюджетном сегменте, а значит  е-мобили в 2040 году смогут наравне конкурировать с ДВС–автомобилями в массовом сегменте авторынка.


    Итого


    Опираясь на самые благоприятные прогнозы, компании, выпускающие электромобили, благодаря снижению стоимости аккумуляторов, начнут экспансию на рынок бюджетных автомобилей в 2040 году. Еще 10 лет понадобится, чтобы полностью вытеснить ДВС-автомобили с рынка. К этому времени спрос на литий вырастет, возникнет дефицит, связанный со сжатием рынка и ростом парка е-мобилей. Пережившие снижение цены на литий горнодобывающие концерны повысят мощности по добыче лития, кроме того на рынок придут новые игроки. К этому времени перерабатывающая отрасль нарастит требуемое количество производственной мощности для переработки лития в нужных для рынка объемах. Учитывая, что ареал добычи редкоземельного элемента ограничен такими странами как: Австралия, Чили, Боливия и Аргентина, то возможно эти государства со временем превратятся в новый Дубаи. Но это уже будет следующий виток рыночной спирали.

     

    При этом вполне допустим и обратный исход. Китай в этом году заявил, что разработал более эффективный метод получения литиевых элементов, что во многом снизило цену на литий. Не исключено, что при развитии данной технологии цены на литий продолжат свое падение. Кроме того согласно прогнозам экспертов, на рынок уже в конце 20 годов придут твердотельные батареи и необходимость в литии как в сырье для аккумуляторов электромобилей полностью отпадет.

Комментарии

Фото

Фото

Фото
Фото

Консультация о покупке автомобиля из США

+375 (29) 170-70-01

Консультация абсолютно бесплатная и не к чему не обязывает. Даже если Вы не уверены в том, нужно Вам это или нет, не стесняйтесь и обращайтесь к нам. Мы все подробно объясним, расскажем о подводных камнях и тонкостях, дадим консультацию по ремонту, а итоговое решение будет за Вами.

Автозапчасти

OBD2 ошибки

Последние публикации:

>>> Показать все публикации >>>