Ситуация складывается таким образом, что топливный рынок России может оказаться под большим давлением импортных нефтепродуктов. Дело в том, что в РФ существует демпферная составляющая обратного акциза на нефть. При высоких ценах на нефть – бюджет компенсирует нефтяникам потери от продаж топлива внутри страны, а при низких – наоборот, платят нефтяники.
При корректировке демпфера бюджет приходит к сокращению, а при текущих условиях не может ввести «заградительные» пошлины. Таким образом, чтобы нефтяникам не пришлось платить, возможен завоз топлива железнодорожным транспортом из стран Балтии, Финляндии и Китая.
Тем не менее, есть и Беларусь, которая с 1 марта 2020 года поставила заслон импорту и повысила ставки акцизов в четыре раза! Формально это означает, что дешевле будет покупать топливо обратно из Беларуси в Россию, чем вести из Китая или стран ЕС. И тут возникает большой вопрос, который состоит в том, по какой цене Беларусь будет продавать топливо, сделанное из российских же нефтепродуктов. Однозначно – она будет дешевле «рыночной».