"Жизнь подходит все ближе, когда хочу я только умереть".
Особым мистицизмом веет даже от дат рождения и смерти актрисы: надо всего лишь переставить две последние цифры первой даты местами, чтобы получить год ее трагической кончины (1926-1962).
Можно сказать, что Мэрилин в свое время стала настоящей находкой для психиатров. У любимицы публики был целый букет психических отклонений, которые здорово мешали ей жить. Казалось бы, жизнь - полная чаша, деньги, слава, успех, поклонники. Но что-то постоянно мешало быть счастливой. Что-то в ней самой. Спрятанное глубоко внутри от миллионов устремленных на нее восхищенных глаз.
"Я не привыкла быть счастливой, и потому не считала счастье чем-то обязательным для себя".
К психиатрам эта женщина обращалась часто, но никто не мог по-настоящему помочь ей. Многочисленные сеансы психоаналитики только выкачивали из нее деньги и еще больше уводили ее в депрессию. Фрейдовские методики тогда были очень популярны и применялись чуть ли не повсеместно. В том числе и в случае с Мэрилин Монро.
Это сегодня метод психоанализа признан несоврешенным и раскритикован за свою однобокость. Современные специалисты могут использовать его лишь в отдельных ситуациях в качестве дополнения к основному комплексу терапии.
Список диагнозов, поставленных Мерилин в течение всей ее жизни, очень обширный: биполярное расстройство, клиническая депрессия, паранойя, социальное беспокойство, шизофрения, пограничное истерическое нарциссическое расстройство личности. Добавить к этому можно еще отклонения, спровоцированные приемом различных препаратов.
Среди представленного списка в качестве официального диагноза озвучивался следующий - параноидальное и пограничное расстройство личности, маниакальная депрессия или биполярное расстройство.
Глядя на всю эту "толпу" психиатрических терминов, возникает ощущение, что врачи, работавшие с Мэрилин, просто свалили все известные им отклонения в одну общую кучу. И вот это было представлено, как диагноз, который вносил еще большую путаницу в происходящее с несчастной женщиной.
Обстоятельства жизни Нормы Джин многое могут объяснить в ней самой. Отца она не знала с рождения, он бросил их с матерью. Мать страдала шизофренией, часто бывала в "психушках" и не могла заниматься воспитанием ребенка.Тепла и ласки от этой женщины Норма не увидела.
Детство прошло в приюте и приемных семьях, причем в каждой навязывали свои правила. Такое разрозненное воспитание безусловно наложило свой отпечаток на детскую психику. Уже с детских лет ее домогались мужчины, и одним из первых был отчим.
В итоге Норма сформировалась в застенчивую, ранимую, неуверенную в себе девушку, которая считала себя недостойной и думала, что любить ее не за что. Уже примерив на себя маску Мэрилин, она все еще считала себя "гадким утенком" и очень критично оценивала свою внешность.
Недолюбленная в детстве, она жадно искала любовь во множественных связях с мужчинами. Но тянулась к таким, которые не ценили ее, унижали, предавали, вели себя деспотично. Подобные отношения разрушали ее личность еще больше. Мерилин три раза выходила замуж, и все три раза неудачно. Причем первый брак случился в 16 лет!
Будучи признанным секс-символом, Монро была абсолютно равнодушна к интимной стороне жизни, сексуальными отношениями она пыталась подменить истинную любовь, к которой так стремилась.
"Женщины из меня не получилось. Мужчины всегда слишком многого ждали от меня. Они ожидали и ожидают, что зазвонят колокола и засвистят свистки, но я ничем не отличаюсь от обычных женщин".
Как мать голливудская кинозвезда тоже не реализовалась. К детям у нее было двойственное отношение: она и хотела их, и боялась этого своего желания. Но всегда очень трагически воспринимала неудавшиеся беременности.
"Я всегда очень хотела детей. Но вместе с тем иметь ребенка - мой главный страх. Я очень хотела ребенка, но очень боялась. Каждый раз, когда мне удавалось забеременеть, мое тело как бы говорило "нет", и я теряла ребенка".
Добившись славы и признания, Мэрилин оказалась под большим давлением со стороны окружающих. Это еще больше подтачивало ее слабую психику. Находясь под пристальным вниманием публики, Монро была одинока как никогда.
Почти постоянно любимая всеми кинозвезда пребывала в состоянии депрессии, несколько раз она пыталась покончить с собой. Психотропные препараты и бесконечные снотворные только сильнее добивали ее. Алкоголь и наркотические средства довершали полный комплект, постепенно подводивший ее к печальному финалу.
Если проанализировать личность Мэрилин Монро с точки зрения психиатрии по пяти основным критериям, можно увидеть следующую картину.
Открытость опыту: высокая; девушка была творческой и ищущей натурой, даже авантюристкой, любила все виды искусства.
Сознательность: низкая; к работе относилась часто несерьезно, подводила коллег, капризничала, опаздывала, срывала съемки.
Экстраверсия: высокая; подтверждается общительностью, настойчивостью, дружелюбием.
Уживчивость: скорее низкая; редко шла на уступки, умела манипулировать людьми, отличалась неустойчивым, капризным характером.
Нейротизм (низкая самооценка, тревожность, эмоциональная лабильность): высокий уровень, сопровождающийся депрессивными состояниями, тягой к алкоголю, успокоительным и наркотическим средствам, бесконечным связям с мужчинами.
Сложно сказать, какие расстройства психики были связаны с пережитыми травмами, а какие - с приемом различных препаратов, которые в большом количестве назначали ей психотерапевты, конечно же, с "добрыми намерениями".
Вернемся к диагнозам Мерилин. Шизофреничкой ее пытались называть многие, но вряд ли на это были все основания. У шизофреников мыслительная деятельность нелогична и беспорядочна. К Монро это никак не подходило.
Биполярное расстройство. Актриса часто пребывала в депрессии, которая перемежалась с периодами повышенной активности и энергичности. Однако сложно однозначно утверждать, что подобное поведение являлось маниакальным.
Антисоциальное личностное расстройство. Очень похоже на Мэрилин, которая часто действовала импульсивно и безответственно.
Пограничное расстройство. Характеризуется склонностью к суицидам, аффектам, перепадам настроения, проблемами с самоидентичностью. Все это тоже можно обнаружить у Монро.
Нарциссизм. Эта черта явно присутствовала. Блистательная блондинка часто вела себя как ребенок, требовала повышенного внимания к себе, хотела, чтобы ею бесконечно восхищались, провоцировала своим поведением, использовала свои внешние данные, чтобы добиться всеобщего обожания. И все это только для того, чтобы скрыть от всех свое настоящее "я", беззащитную и одинокую Норму, с больной, израненной душой.
Играя роль Мэрилин, Норма Джин, постоянно была в напряжении от того, что не могла быть самой собой. Это в итоге и привело ее к смерти, которую она так ждала, как избавления. Может быть по ту сторону жизни неподражаемая Мэрилин Монро нашла, наконец, успокоение и смогла примириться сама с собой и с этим чуждым ей миром.
Берт Стерн, фотограф:
"В ней были даль и мечта, тайна и опасность. А также все остальное, включая Голливуд и девчонку из соседнего дома, на которой мечтает жениться каждый парнишка".