Эдуард Успенский
Автор «Простоквашино» и «Крокодила Гены» был сектантом.
Известный детский писатель был домашним тираном и состоял в секте Столбуна. Его дочь, Татьяна Успенская, пострадала от решений отца: девочку на три года поместили в секту, где практиковали унижение, насилие и жестокие избиения не только взрослых, но и детей. Могли наказать поркой до крови, тасканием за волосы, ударами кулаками по лицу просто за неприветливый взгляд.
Столбун любил экспериментировать над беззащитными малышами, чтобы узнать, «на что способно человеческое тело». А открытые письма от пострадавших, журналистские расследования, осуждение православной церковью, многочисленные акции бывших адептов ни к чему не приводили.
Эдуард Успенский попал в секту, надеясь излечиться от алкогольной зависимости. Известно, что в течение долгих лет писатель отдавал Столбуну 10 % дохода.
Успенский говорил о «духовном учителе»: «Я видел десятки опустившихся людей, которые говорили: да я жизнь благодаря Столбуну увидел! И когда Столбуна в очередной раз закрывают, закрывают и возможность для этих людей стать людьми».
Писатели о сектах
Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Роман о государстве Глаад, чьи правители запугали народ страшной небесной карой, и смогли превратить свободных граждан в послушных «овечек».
Хуже всего пришлось женщинам — их сделали бессловесными Служанками, обязанными рожать потомство своему господину.
Мариэтт Линдстен «Секта с туманного острова». Лидеры сект — не всегда отталкивающие и пугающие психопаты. Главная героиня София попала под влияние обаятельного и жизнерадостного парня, но скоро приятное знакомство превратилось в непрекращающийся ужас.
И это не выдуманная история — писательница сама провела двадцать пять лет в секте, смогла вырваться на свободу при очень трагических обстоятельствах.
Алексей Черкасов «Хмель». Книга о старообрядчестве. Не все исследователи признают старообрядческие толки сектами. Но, как и православных-никониан, в старообрядчестве есть свои изолированные религиозные общины с сильными лидерами, жесткими, а порою и жестокими правилами и невозможностью выйти из круга религиозных фанатиков.
И Черкасов описывает именно такую жизнь изолированной религиозной группы с жестокими правилами и невозможностью покинуть общину. Для не желающих подчиняться был один вариант: оковы и на костер.
Селена А. Уиттман «Селена. Которую мама привела в секту». История, основанная на реальных событиях. Писательница не стала прятаться за вымышленной героиней, а честно рассказала о собственной жизни.
«Синанон», адептом которого была Селена, был сформирован из участников общества анонимных алкоголиков, а затем превратился — в секту. Лидер Чарльз Дедерих выступал за разделение семей и устраивал так называемые «игры»— собрания своих последователей, где они в жесткой форме критиковали друг друга.
В это место и пришла мать шестилетней Селены, прихватив с собой и маленькую дочь. Много лет девочка мечтала о побеге. Она сумела вырваться и рассказать о том, что творится за дверями организации и как ее руководство вербует новых жертв.
Алексей Поляринов «Риф». Автор предлагает читателям порассуждать: почему люди подаются в секты. Причин, по которым люди приходят в секты, очень много. С одной стороны, это внешнее влияние — авторитет вождя. С другой — психологическая неустойчивость и душевные переломы.
Поляринов рассказывает о том, что «лазейкой», могут стать непроговоренные травмы, медленно разъедающие человеческую психику. Семейные обиды, исторические трагедии, личные преступления — все это может стать либо началом формирования закрытого сектантского сообщества, либо привести человека в уже существующее.
Способны ли разговоры или проработка прошлого спасти уже сломленную личность — вопрос сложный, но, во всяком случае, это может стать одним из путей для решения проблемы.
Чтобы собрать материал для романа, Алексей Поляринов глубоко погрузился в тему сект и сектантства, читая статьи и общаясь со специалистами-антропологами.