Тайные пружины Северного потока-2, о которых мало распространяется западная пресса

April 18, 2021 16:22
Тайные пружины Северного потока-2, о которых мало распространяется западная пресса

Исследование маршрута СП-2 стоило немалого времени сил и средств, достаточно сказать, что суда прошли около 71 000 километров.

Чтобы ускорить процесс, исследования проводились одновременно на многих участках, а всего для этих работ были привлечены более 80 судов с современнейшим оборудованием.

Задачей было наметить наиболее безопасный маршрут с минимальным воздействием на окружающую среду. Особое внимание уделялось сохранению культурно-исторических объектов на дне.  МЫ собрали основные находки, которым могут позавидовать искатели морских кладов.

Россия 

Маршрут русского участка газопровода – сквозь Нарвский залив – пролегает в регионе, который в минувшем играл важную роль в морской торговле меж Российской Федерацией и западной частью Балтики. Это подтверждается архивными данными о бессчетных торговых и боевых судах, затонувших в Нарвском заливе. В 2015–2016 гг. по плану газопровода были проведены геофизические исследования для сбора сведений об антропогенных объектах на морском дне.

10 объектов, выявленных в коридоре шириной 1,5 км, были классифицированы как вероятные объекты культурного наследия – затонувшие суда или же их части. Летом 2017 г. в коридоре планируемого газопровода были проведены больше детальные морские археологические изучения. Целью исследований было квалифицировать представляют ли они культурную значимость.

5 находок были признаны археологическими объектами, связанными с морским рыболовством и судоходством.

 3 из их были извлечены и после консервации перевезены в Кингисеппский историко-краеведческий музей. Это двурогий якорь прессовой ковки и багор XIX нач. XX в., а еще бочонок-анкерок для сбережения воды вместительностью 12– 40 л, имеющий отношение, по-видимому, к периоду с XVIII века. Из коридора газопровода были извлечены адмиралтейский якорь эталона 1862 г. и древесный судовой шпиль XVIII–XIX вв.

Финляндия

В Финляндии были обнаружены 2 объекта:  торговое судно XVIII в. и артиллерийская баржа XVIII – начала XIX вв. Кроме того, обследовано грузовое судно и противолодочное сетевое заграждение  времен ВОВ – были интегрированы в список как представляющие исторический внимание, но они не достигли 100-летнего возраста.

Еще 32 объекта, потенциально представляющие исторический интерес пришлось обойти. На финском участке маршрута было принято решение применить судно с динамическим позиционированием, дабы ликвидировать вероятное влияние трубоукладочных работ на эти объекты.

Швеция

В Швеции объектов культурного наследства в конкретной близости от магистрали газопровода не выявлено. В то же время в границах 50–250 м от маршрута газопровода найдено 6 затонувших судов, потенциально представляющих археологический внимание. Намечается их исследование подводными аппаратами с дистанционным управлением .

Дания

Вдоль базисного маршрута в территориальных водах Дании было выявлено 7 вероятных затонувших судов. Расстояние до их оформляет от 100 до 1200 м. 2 из них были выявлены в ходе исследований по газопроводу «Северный поток» и уже занесены в государственный реестр затонувших судов.

Вдоль альтернативного маршрута, проходящего к северо-западу от острова Борнхольм, найдено 8 вероятных затонувших судов на расстоянии от маршрута пролегания трубопровода от 200 до 2600 м.

Все объекты зрительно обследованы и оценены морскими археологами при содействии Датского агентства по культуре. Маршрут газопровода разработан так, чтобы обогнуть объекты, представляющие культурную значение.

Германия

В территориальных водах Германии археологически ценные остатки ряда затонувших судов присутствуют у входа в Грайфсвальдскую бухту. В 1715 г. шведские моряки выстроили в линию и затопили суда. Пришлось одно из них извлекать со дна и законсервировать в научных целях. А всего по маршруту немцы извлекли и законсервировали шесть судов, которые обойти было никак невозможно.

Обходились также места обнаружения затопленных боеприпасов, а там где это было невозможно, они подрывались зарядами, установленными в более мелких местах водолазами, а более глубоких - подводными роботами. Всего в финских и германских водах было произведено 55 таких взрывов.