Представьте дороги начала ХХ века: мусор, гвозди от подков, камни — всё это разрушало пневматические покрышки нового поколения в одно мгновение. Но так как автолюбители уже оценили их преимущества и прежде всего то удобство, которое они дают, то возврат к старому деревянному колесу в угоду надежности был невозможен.
Когда проколы колес стали случаться очень часто, тогда и появились первые «запаски» на автомобилях. В те давние годы это была покрышка с камерой, которую располагали сбоку на машине. Обычно вы могли увидеть такое запасное колесо справа, со стороны водителя (руль чаще всего в ХХ веке располагался именно там).
Запаску закрепляли за передними крыльями, сразу на подножке. Первые машины, которые получили такое пятое колесо, принадлежали фирме Thomas B. Jeffery, модель Rambler. Водители этих машин, в случае повреждения основного колеса, могли сами достаточно быстро подменить его «запаской».
Это был 1909 год и другие автогиганты того времени старались не отставать: такие автомобили, как Ford T, Cadillac Model 30 или Rolls-Royce также получили запасные колеса. Отметим, что «железные кони» тех лет чаще всего имели две запасные покрышки — их размещали на выступающих крыльях машины.
Позднее конструкторы оснастили шины кордом и твердым каркасом — всё это добавило прочности колесам и повреждения стали более редкими. Поэтому от второй запаски скоро отказались и оставили только одну.
Что касается грузовых авто, то именно тогда, в первой половине ХХ века, было придумано располагать их запаску под кузовом. Такая идея оказалась невероятно практичной из-за веса и размера колеса, которое сложно было поднять высоко. Поэтому у грузовиков «запаска» и в наши дни крепится под кузовом горизонтально. Аэродинамика легковых автомобилей тоже менялась, поэтому «запаску» перенесли с боковой части авто на заднюю, временами закрывая тканью.