Многие страны предъявляют свои претензии на Антарктику. Если конвенцию отменят, континент просто растащат по кусочкам.
Особняком стоит земля Мери Бэрд – сектор между 103° и 158° западной долготы. В 1951 году Япония отказалась от территориальных претензий на этот регион, и он остался единственной, по-настоящему, «ничейной землёй».
Впрочем, в секторе расположены две заброшенные научные станции – американская «Бэрд» и российская «Русская». Обе стороны намекнули, что в будущем готовы поспорить за принадлежность сектора.
Имя Ричарда Эвелина Бэрда (Richard Evelyn Byrd), покинувшего этот мир в 1957 году, по сей день окутано тайной, разгадать которую никому пока не удается.
С одной стороны, он был человеком вполне трезвым и лояльным — исследователь полярных просторов, авиатор, военный, дослужившийся до контр-адмирала (во всех материалах о нем его укорочено называют «адмирал Бэрд»).
С его именем связаны не просто загадки — махровая мистика, от которой голова идет кругом...
Тогда, в 1957-м, почти все газеты мира напечатали сообщения о смерти славного американца, «последнего представителя старшего поколения полярников», «выдающегося человека хладнокровной и взвешенной решимости», обладателя многочисленных дипломов и наград (более 70 орденов и высших знаков отличия).
Этот человек оставил яркий след в истории мировой авиации и освоения полюсов. В память о нем его именем назван: лунный кратер, сухогруз ВМС США, ракетный эсминец, Американская антарктическая научная станция, Американский национальный центр полярных исследований.
Бэрд был одним из четырех сынов Америки, имевших право носить медаль со своим изображением (а у него их было две). За полтора года до смерти его сделали ответственным за организацию и планирование всех антарктических экспедиций.