Так Международный союз автомобильного транспорта (IRU), который включен в состав ООН, обратился к властям Беларуси с прошением отказаться от использования навигационных пломб. Сделал он это по настоянию Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков.
«Намерение установить навигационные пломбы в Евразийской экономической зоне окажет еще более негативное влияние на торговлю и транспорт в этом регионе, будет иметь негативные последствия для экономики и конкурентоспособности», — считает генеральный секретарь IRU Умберто де Претто.
Литва уже проводит переговоры с Польшей и Латвией в принятии этими странами аналогичного решения в отношении перевозчиков, которые прибывают из Беларуси.
Что же такое навигационная пломба, и с какой целью наш Совмин решил ее применять. Это устройство впервые было презентовано более десяти лет, когда российские и белорусские специалисты разрабатывали систему отслеживания перемещаемых грузов с помощью GPS, ГЛОНАСС, а также в сетях мобильных операторов. Тогда это больше было связано с безопасностью перевозок. Проще говоря – это маячок, который закрепляется на грузе и позволяет отследить, где он находится в конкретное время.
Пломбы применяют для профилактики и выявлении признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров.
С 30 августа все транспортные средства, которые пребывают к нам в страну с территории Литвы, пломбируются. Исключение составляют товары из Калининградской области в рамках таможенного транзита. Оборудование можно не использовать тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средствам, для проезда которых необходимо получать спецразрешение.
С учетом того, что 70 процентов грузов, которые движутся по дорогам Беларуси – транзитные еще в 2019 году была разработана программа использования электронных пломб. Тогда же было проведено тестирование программы в реальных условиях перемещения грузов в Казахстан и Россию.
Отмечалось, что пломбы белорусского производства зарекомендовали себя с положительной стороны. В дальнейшем эксперимент должен распространиться на ЕАЭС в рамках таможенного союза.
По словам представителей компании-оператора, навигационные пломбы выдерживают различные испытания окружающей среды, волновые помехи. А в случае вскрытия или отклонения от маршрута оператору становится об этом известно.
Пока не ясно чем помешало желание белорусских таможенных органов и транспортного ведомства защитить страну от контрабанды и сделать перевозки прозрачными их литовским коллегам.