Корней Иванович Чуковский, который на самом деле вовсе не Корней, не Иванович и не Чуковский

16:28 2021-09-19

Стихотворения Корнея Ивановича Чуковского на слуху у каждого: за один только 2017 год было продано 2 млн экземпляров его произведений, и это с учетом того факта, что сейчас мало кто читает классику.

Общий же тираж и вовсе подсчитать невозможно да и не нужно: и без того Корней Иванович признан самым издаваемым автором в СССР и РФ.

Вряд ли уже кто-то помнит о том, что изначально имя и фамилия у него были другими. А отчества и вовсе не существовало.

Но обо всем по порядку.

Корней Иванович Чуковский родился 31 марта в 1882 году. Его родителями были одессит Эммануил Левенсон с иудейскими корнями и Екатерина Корнейчук - крестьянка, прислуживавшая в доме Эммануила.

В те годы иудей не мог жениться на христианке - оба должны были принадлежать одному вероисповеданию. Однако это не помешало паре родить сына Николая, прожить какое-то время вместе и разойтись, чтобы затем Эммануил вступил в законный брак с врачом Кларой Исааковной Рабинович.

Следует сказать, что по причине незарегистрированности брака Николай - будущий Корней Чуковский - не получил отчества. И из-за этого он в детстве, а впоследствии и во взрослой жизни очень сильно страдал.

Как его только ни пытались записывать в документах: и Эммануилович, что в общем-то логично, и Соломонович. В конечном итоге остановились на исконно русском Иванович, которое затем стало частью его псевдонима, сформировавшегося из фамилии матери Корнейчук.

Эммануил Соломонович, будучи уже глубоким стариком, изъявил желание встретиться со своим сыном. Никому и по сей день не известно, о чем они говорили, однако по окончании беседы Корней Чуковский выставил его вон и больше никогда с ним не контактировал. Более того, он запретил всяческие его упоминания в своей семье.

Корней Иванович был весьма эксцентричным писателем с буйным нравом. Он поддерживал революционные течения того времени, был завсегдатаем тюрем, откуда его вызволял знакомый адвокат. После 1917 года пик его популярности и вовсе вырос до заоблачных высот - он познакомился с Маяковским и другими "певцами революции".

Возможно, поэтому, невзирая на известность, у его произведений были проблемы с издательством и критикой (ту же сказку "Крокодил" "разнесли" в пух и прах). Доходило даже до того, что Чуковского вызвали на суд, где объявили его истории "мутью и бредом", а также поставили перед фактом: он обязан был сочинить сказку, где превозносил бы власть, и назвать ее следовало "Веселая колхозия".

Чуковский пообещал, что выполнит требование, однако, разумеется, никакую "колхозию" и не подумал писать.

Его следующее произведение вышло через 13 лет.

К сожалению, не только с властью проходила его борьба: в 11 лет его дочь Мария скончалась от костного туберкулеза. Сын Борис, возвращаясь в 1941 году из разведки, пропал без вести. Корнею Ивановичу приходилось сражаться с тяжелым горем потери, и помогало ему в этом сражении творчество.

Его бунтарский дух не знал покоя, а потому, будучи кавалером и лауреатом всевозможных литературных наград СССР, он продолжал общаться с диссидентами. Он писал письма Брежневу, выступая против реабилитации Сталина. Единственная выжившая дочь Корнея Лидия также стала диссиденткой.

Умер Корней Иванович в 1969 году. Перед смертью он подал Лидии список тех, кого не желал допускать к своим похоронам, поэтому прощаться с ним пришло весьма малочисленное общество. Но даже несмотря на это в течение церемонии прощания тут и там шныряли лица в штатском, из-за чего многие были лишены возможности произнести прощальную речь, а тяжело больному Шостаковичу и вовсе не позволили снять верхнюю одежду и присесть на кресло.