КНР начала наращивать свой ядерный потенциал. При том, что народная республика тщательно скрывает его количественный показатель. Китай остается единственной страной из ядерной пятерки, которая не афиширует количество ядерного оружия, ракет и пусковых установок.
Пентагон по своим сведениям оценивает ядерный арсенал КНР примерно в 200 боеголовок, тогда, как аналитики утверждают, что их в четыре раза больше. Они говорят о 900 имеющихся пусковых установках для баллистических ракет. Но есть у Китая и другие виды атомного оружия.
Новость о том, что в пустыне Синьцзян-Уйгурского автономного района обнаружены следы постройки 110 новых пусковых шахт стала очередным подтверждением тому, что Китай играет в темную. Снимки были получены с гражданских телеметрических спутников. Авторы исследования утверждают, что ракеты разместятся на территории свыше 800 км2.
Здесь разместят ракеты МБР «Дунфэн-41» (Восточный ветер), которые могут долететь до любой точки континентальной части США.
Ранее сообщалось еще о 136 новых шахтах, которые были обнаружены во Внутренней Монголии и провинции Ганьсу. Но позже эксперты сошлись в том, что это тренировочные комплексы. В одном мнение экспертов действительно сходится. Китай быстро наращивает ядерный паритет, чтобы выровнять соотношение и с США и с Россией.
Конечно, этот фактор российские военные учитывают. Имея под боком пусть мирно настроенного, но все же могущественного соседа с Востока, нужно глядеть в оба.
Конечно, пока еще рано говорить о паритете со стороны КНР. Во-первых, до известного арсенала США в 3,5 тысяч боеголовок КНР еще далеко. Но стоит вспомнить прошлогоднее заявление идеолога Ху Сицзиня о стремлении Поднебесной в короткий срок нарастить число боеголовок до 1000, из которых 100 составит «Восточный ветер», и все становится на свои места.
Китай при этом не идет на переговоры с США и РФ по вопросам ядерного сдерживания. А с учетом развития событий в Тихоокеанском регионе, американцы и вовсе развязали ему руки. Недавно «Коммерсант» привел авторитетное мнение по этому вопросу замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина.
«Значительная часть строящихся ракетных шахт – это, вероятно, ложные позиции. Китайцы ранее неоднократно прибегали к такому приему для защиты своих стратегических сил. Около половины численности их ракетных войск – это строительные части, которые занимаются инженерным оборудованием позиций и созданием ложных позиций», - сказал эксперт.
Но гарантии, что учебные и мнимые шахты завтра не станут рабочим инструментом в ядерной триаде КНР, никто дать не может. И это может произойти, не смотря на жесткий мониторинг ситуации с ядерными вооружениями со стороны соседних ядерных держав: Индии и Пакистана и вездесущих США.
Российские эксперты отмечают единственную причину, по которой Кремль пока может сильно е беспокоится о потенциале восточных соседей. Речь идет о том, что КНР пока далек от формирования эффективной ядерной триады.
В состоянии зародыша в НОАК находятся подводные силы стратегического сдерживания. К примеру, подлодки проекта 094 «Цзинь», которые способны нести баллистические ракеты, пока не оборудованы средствами стабильной связи для работы под водой. К тому же китайцы утверждают, что их подводный флот не несет ядерные боезаряды.
Стратегический бомбардировщик «Хун-20», который примкнет к триаде, пока еще в стадии разработки, а копия Ту-16 «Хун-6Н» - истребитель авианосцев, но он не несет серьезной угрозы для укрепленных районов противника с воздуха.
Однако экономический потенциал КНР, случившееся «китайское чудо» способно сократить все эти прорехи в короткий срок. Ведь у Поднебесной есть то, чего нет ни у США ни у России: огромный человеческий и финансовый капитал.