Те, кому посчастливилось побывать в лагере, пересказывали друзьям массу историй о нем, среди которых были и довольно жутковатые.
Мало кто знает, что изначально лагерь создавался для детей, больных туберкулезом. Открыт он был в июне 1925 года благодаря усилиям Зиновия Соловьева, который в те годы занимал должность представителя Общества Красного креста. Назвали здравницу «Артеком» в честь ущелья, находящегося неподалеку. Но постепенно место для оздоровления больных детей превратилось в элитный лагерь, попасть в который могли только дети с высокими достижениями в учебе, спорте и других сферах.
Артековские репрессии
В начале лета 1937 года в лагерь прибыл сотрудник НКВД Николай Иванов, которому поручили выявить здесь «вражеские элементы». В докладной записке Иванова говорилось: «В подсобном хозяйстве “Артека” орудуют враги: заражены бруцеллезом коровы, погибли 34 пчелиные семьи, 19 подсвинок. В пище пионеров обнаружены стекла, гвозди, пуговицы, в хлебе — спички. Имело место отравление восьми рабочих, срывы работы радиоузла, предпринята попытка поджога здания, где жили испанские дети…
Вожатый Малютин избил 8-летнюю Элю Щукину, а пионерку Тамару Кастрадзе изнасиловал. Были случаи, когда детей под видом похода уводили группами на всю ночь на Аю-Даг и возвращали их простуженными».
Мертвые дети
В наши дни две девушки, Лена и Аня, устроились медсестрами в «Артек». В начале октября лагерь почти опустел. Лена с Аней жили в одном из небольших домиков-корпусов, вдвоем в одной комнате. Больше в домике никто не жил. И вот по ночам девушки стали слышать странные звуки: шаги в коридоре, журчание воды, и наконец, посреди ночи кто-то дергает ручку двери их спальни… Иногда, проснувшись, Лена и Аня обнаруживали дверь открытой, а ведь на ночь запирались! Или же с тумбочек кто-то невидимый скидывал книги.
Как-то Аня отправилась с детьми в поход, и Лена осталась одна. Ночью ей привиделся сон: дверь в комнату открывается и туда медленно входят дети. Были они разного возраста, и мальчики и девочки. Дети обступили кровать девушки и, с грустью глядя на нее, стали молча тянуть к ней руки.
Проснувшись, Лена увидела, что дверь опять открыта. За завтраком она поделилась этой историей с другой медсестрой, давно работавшей в лагере. Та рассказала ей, что когда в «Артеке» лечились туберкулезные дети, самых тяжелых клали в тот самый корпус. И многие из них прямо там умирали.
Призрачная графиня
До сих пор бытует в «Артеке» легенда о французской графине Жанне де Ламотт, якобы ставшей прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. В реальности эта авантюристка жила во времена Людовика XVI и похитила у королевы Марии-Антуанетты бриллиантовое колье стоимостью в полтора миллиона ливров. Ее поместили в темницу, откуда она таинственным образом исчезла. По неофициальной версии, графиня перебралась в Крым.
Однажды она получила сильную травму, упав с лошади. Успев спрятать свои драгоценности, дама попросила слуг после смерти ни в коем случае не снимать с нее одежду. Но те ослушались ее. Когда покойницу переодевали, то увидели на ее плече клеймо в виде королевской лилии…
С тех пор неупокоенный дух Жанны де Ламотт не находит себе покоя, по ночам прохаживаясь по территории «Артека» и пугая тех, кто не ложится вовремя спать. По крайней мере, такую страшилку рассказывают своим воспитанникам здешние вожатые.
Несмотря на все жуткие легенды, «Артек» остается излюбленным местом отдыха детей.