Почему России не стоит стесняться названия «империя», накануне 300-летия возникновения Российской империи

20:11 2021-10-30

Действительно всего несколько дней отделяет Россию от исторического момента, когда по велению Петра Великого она стала называться - империей.

2 ноября 1721 года завершился победоносный поход русской армии в Северной войне. Пётр I почувствовал, что настал тот самый момент и объявил миру, что Россия, отныне империя. Три века империи, правда, не станут праздничным днем, все пройдет практически незамеченным.

Обозреватель ресурса «Евразия дейли» Сергей Мванов с этим не согласен. В своей публикации он объясняет, почему России не стоит стесняться слова „империя“.

Опирается автор на тот факт, что «сегодня в обществе есть явный запрос на восстановление и сохранение исторической памяти».

Это бесспорно! Интерес к истории чрезвычайно высок. Об этом свидетельствуют инициативы по сохранению ее следов – градозащитные проекты, многочисленные изыскания порой далеких от науки людей, но, искренне пытающихся разобраться в том, что осталось позади нашего стремительного времени.

«Поэтому принципиальное значение имеют слова президента России Владимира Путина, сказанные в его программном выступлении на Валдайском форуме: «Непрерывность истории — это важнейшая вещь, чтобы понимать, куда мы идём дальше». Действительно, именно непрерывность и полнота истории обусловливают верное понимание того, куда мы идём и кто мы, собственно, такие. А понимание этого далеко не абстрактная и безразличная для «практической жизни» вещь. Для того чтобы страна могла быть успешной, граждане должны ею гордиться. Это может быть и не достаточное, но совершенно необходимое условие», - считает Иванов.

Российская империя стала преемницей Византийской, а та унаследовала славу у первой – родоначальники империи. И отмечая важность трехвековой вехи для России, автор пытается вывести само название «империя» из-под гнета идеологического ярлыка.

«Для российского общества критически важно осознание того, что этот период не закончился в 1917 году, а продолжается и по сей день, вот уже 300 лет. Для этого необходимо перестать бояться слов и очистить понятие «империя» от сугубо идеологических наслоений», - советует он.

Нарицание империей всегда было связано с могуществом той или иной державы, но образец все же был задан в древнем Риме.

 «Рим строил города и знаменитые дороги. Обеспечивал безопасность и законность на всей территории империи. Латинский язык, литература, архитектура и — в неменьшей степени — римское право вошли в фундамент общечеловеческой цивилизации. Закономерно, что именно в Римской империи было выработано и юридически закреплено одно из основополагающих понятий цивилизации (с которого, собственно, и начинается социальный прогресс), не связанное непосредственно с племенной принадлежностью, — понятие «гражданин», изначально возможное только в имперском сознании, преодолевающем сугубо этнократическое понимание сущности человека», - приводит веский довод автор.

Он тем самым пытается склонить аудиторию к отождествлению империи с «источником мира», прогрессивным устройством государства, высшей формой его жизни, сутью цивилизации. Достижения империй знакомы всем. Они, несомненно выводили человечество на новый уровень. А вот крах, развал, в том числе и Советской империи, как ее многие сейчас называют, неумолимо приводит к воцарению хаоса.

«Империей, как известно, называли и Советский Союз. И это отражало объективное положение дел. СССР действительно был империей — не по названию, а по сути, — поскольку обладал всей полнотой суверенитета самодостаточного государства и являлся ведущим субъектом мировой политики. Ибо именно это, по существу своему, и означает слово «империя», если отбросить примазанную к нему левацкую идеологическую шелуху и опираться исключительно на факты. Империя — это высшая форма государственности, которая только и может обладать подлинным суверенитетом — самодостаточностью как в материальной (необходимая ресурсная база), так и в духовной (собственная религия/идеология) сферах. Ведь суверенитет, практически говоря, и есть не что иное, как реальная (ресурсообеспеченная) возможность самому определять, «что такое хорошо и что такое плохо». Или, если угодно, самому решать, какому Богу молиться. Россия как раз с 1721 года и обладает такой возможностью. В том и заключается основополагающая российская историческая традиция, объективно ведущая к формированию соответствующего — имперского — исторического сознания. Особую значимость поэтому имеет один из ключевых тезисов «валдайской» речи В. В. Путина: «Мы должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию… в современном мире значительно возрастает важность твёрдой опоры — моральной, этической, ценностной»», - отмечает Иванов.

И с этим сложно не согласится. Действительно страна в апогее своего развития способна определять и ход истории. Автор в этой связи делает резюме о том, что в мире сегодня пртивобортсвуют «две мощнейшие империи — США и Китай. И России, для того чтобы сохранить свою историческую субъектность, необходимо иметь собственный имперский проект, который мог бы стать мощным стимулом пассионарности российского народа».

А как вы, будете отмечать 300-летие государства в котором жили ваши предки?