Система поощрения и наказания граждан за про-и антиобщественное поведение, введенная в Китае, является идеальным инструментом для этого, - пишет профессор Цзюньхуа Чжан, эксперт по геополитической разведке.
Он является сотрудником Европейского института азиатских исследований. В течение 10 лет он был профессором политологии в Школе международных и общественных отношений Шанхайского университета Цзяо Тонг и Чжэцзянского университета
Китайская культурная революция 1960-х годов была обширным планом Мао Цзэдуна по регулированию мышления и поведения людей. Граждан заставляли читать "Красную Библию" и поклоняться коммунистической партии, используя квазирелигиозные ритуалы. В обществе поощрялось слежка за соотечественниками. Людям говорили, что способ мышления и поведения, пропагандируемый Мао Цзэдуном, был единственно правильным. 60 лет спустя Китай переживает еще одну культурную революцию с целью, по сути той же, что и у Мао, - установить новые нормы мышления и поведения.
Однако подход и средства доставки сегодня намного более всеобъемлющие и изощренные, чем во времена Мао. Простое наблюдение с использованием милиции и служб 1960-х годов в Китае сегодня уходит в прошлое, но реальность такова, что сегодня китайское общество скрупулезно контролируется сетями наблюдения и всевозможными цифровыми наказаниями и вознаграждениями.
Развитие Системы социального кредитования
В большинстве современных стран гражданам и предприятиям нужно думать только о своем кредитном рейтинге, когда речь идет о публичных записях об их поведении. Однако модернизированная модель управления Китая включает в себя "систему социального кредитования" (ССК), которая регулирует почти все.
Идея родилась в августе 1990 года. Тогда Народный банк Китая и Государственный совет впервые выпустили документ, в котором упоминается "социальный кредит". Этот термин относился к тому факту, что в то время несколько китайских компаний уклонялись от выплаты своих банковских долгов, не выполняли своих обязательств, совершали различные махинации на фондовом рынке и наводняли рынок некачественной подделкой.
В этом контексте возникла необходимость в создании института мониторинга "социального кредита" по примеру западных стран. Однако правительство во главе с Си Цзиньпином распространило эту концепцию на все аспекты общественной жизни. ССК стала инструментом сохранения власти и формирования поведения граждан в авторитарном режиме, а не средством фиксации финансовых результатов.
ССК тесно связан с системой массового наблюдения в Китае, а также с быстрым развитием технологий распознавания лиц и аналитики больших данных в последнее десятилетие. Например, китайская система наблюдения Skynet, по оценкам, включает около 200 миллионов камер видеонаблюдения по всей стране. К концу прошлого года общее количество камер в общественных местах в Китае должно было достичь 626 миллионов.
С появлением ССК появилось еще несколько подобных систем. В 2019 году Коммунистическая молодежная лига Китая запустила мобильное приложение для проверки кредитоспособности под названием Younitong для мониторинга и обучения молодежи.
Другой пример - приложение "Страна сильна наукой", запущенное Центральным отделом пропаганды коммунистической партии. Члены партии должны загружать и использовать это приложение каждый день. Государственные служащие, сотрудники государственных предприятий и учителя государственных школ также обязаны использовать его. Содержание приложения в основном состоит из сочинений и выступлений Си Цзиньпина. Пользователи могут зарабатывать баллы за использование приложения утром, в обеденное время и ночью (для поощрения учитывается использование приложения в свободное время, а не на работе).
Система ССК состоит из трех взаимосвязанных элементов: основной базы данных, системы внесения в черный список и механизма поощрения и наказания. Основная база данных была создана правительствами провинций и муниципалитетов, государственными агентствами и центральным банком, которые собрали свои данные в одну базу данных, называемую Национальной платформой обмена кредитной информацией (НПОКИ).
В то же время китайские правительственные учреждения на всех уровнях разработали свои собственные черные и красные списки (красный - за хорошее поведение, черный - за плохое), а местные власти имеют право вносить в черный список людей, находящихся под их юрисдикцией. Эти файлы доступны на сайте НПОКИ. Пока в Китае не введена общенациональная система подсчета очков для всех.
Коммунистическая партия Китая (КПК), возглавляемая Си Цзиньпином, хочет, чтобы граждане были послушными и дисциплинированными. При необходимости они также должны немедленно отреагировать на звонок стороны. ССК - идеальный инструмент для этого.
Люди с высокими баллами получают дополнительные преимущества и приоритетный доступ к определенным услугам. Люди с низкими оценками могут потерять доступ к ряду услуг, включая зарубежные поездки и некоторые виды образования. Согласно данным Национальной комиссии по развитию и реформам (НКРР), по состоянию на июнь 2019 года 26,82 миллиона китайцев были лишены права покупать авиабилеты. Еще 5,96 миллиона человек не смогли приобрести проездные на скоростной поезд - все из-за низкого социального кредита.
Структура ССК
Текущая система социального кредитования в Китае состоит из трех уровней: один находится под надзором НКРР, второй создается центральным банком, а третий используется частными рейтинговыми учреждениями для анализа больших данных, такими как Sesame Credit от Alipay. НКРР не использует ту же систему, что и центральный банк, из-за разного толкования стандартов, но оба находятся в ведении правительства.
Ant Financial Services - одно из восьми частных кредитных учреждений, которым разрешено отслеживать ваш личный кредитный рейтинг. Более известен как оператор добровольного кредита "Сезам". Он анализирует и оценивает потребителей на основе таких факторов, как их поведение и предпочтения в отношении расходов. Есть много способов заработать очки, например, покупать обычные предметы домашнего обихода, например, подгузники. Очки также могут вычитаться за определенное поведение, например, за покупку слишком большого количества видеоигр.
Различные критерии оценки
К концу 2018 года более 170 городов Китая создали платформы для обмена кредитной информацией. Национальная кредитная база данных (НКДБ), разработанная центральным банком, является крупнейшей системой рейтинга личных кредитов в стране.
Критерии оценки граждан и предприятий варьируются от места к месту. Возьмем, к примеру, город Жунчэн в провинции Шаньдун, где в ССК было включено 790 000 жителей города, в том числе иностранцев, 16 тысяч компаний и 1420 общественных организаций.
Как сообщается, им присваивается стартовый балл в 1000 баллов. За определенные виды поведения, например волонтерство или сдачу крови, начисляются дополнительные баллы. Негативное поведение, такое как невыполнение банковских кредитов и нарушение правил дорожного движения, приводит к удержанию баллов. Система делит людей на шесть групп: AAA, AA, A, B, C и худшая D. Итоговая оценка влияет на личные ссуды, карьерный рост и многие другие сферы жизни. Люди с высоким кредитным рейтингом будут иметь приоритет при приеме на работу в государственном секторе.
Нарушение прав человека
Ряд санкций, предусмотренных в ССК, явно нарушают основные права человека и неприкосновенность частной жизни. Есть несколько штрафов, по которым нет официальной документации, поэтому наказанный гражданин не имеет возможности обжаловать или подать жалобу.
Кроме того, существуют методы, которые являются умышленно унизительными и специально нарушают частную жизнь. Например, в июле 2017 года суд в Лайзу, провинция Шантунг, потребовал от трех коммуникационных компаний, чтобы люди, отвечающие на звонки от людей с низким уровнем ССК, слышали сообщение о том, что их собеседники имеют низкий уровень общественного доверия, прежде чем начать разговор.
В Кайфэне, провинция Хэнань, местный суд попытался заставить приложение TikTok публиковать фотографии неплательщиков. В городе Суйнин, провинция Сычуань, баллы ССК вычитаются, в частности, из: за "создание препятствий партийным и правительственным учреждениям, предприятиям и строительным площадкам путем преследования или нежелательных посещений" или "использование Интернета и СМС для ложного обвинения других", оба эти определения являются полностью произвольными.
Влияние на иностранные предприятия
В рамках ССК Пекин объявил в сентябре 2019 года национальный рейтинг предприятий, в который вошли 33 миллиона компаний. Это число со временем увеличивается, и в него включаются иностранные компании, работающие в Китае.
Поведение компаний постоянно отслеживается, а их результаты корректируются в соответствии с правилами ССК. В случае несоблюдения компания может столкнуться с серьезными последствиями, такими как санкции или занесение в черный список. Плохой рейтинг может поставить под угрозу финансирование предприятия. Доступ к публичным тендерам для компаний с низким рейтингом может быть очень ограничен.
Китайские власти очень чувствительны к поведению иностранных компаний. В апреле 2018 года управление гражданской авиации Китая потребовало, чтобы Тайвань не использовался в качестве пункта назначения для международных рейсов, предупредив, что правительство "зарегистрирует недобросовестность и примет дисциплинарные меры" в отношении любой компании, которая не выполнит эти требования. Авиакомпании единодушно подчинились, потому что они чувствовали угрозу в связи с запуском Китаем пилотного проекта кредитной системы для авиационной отрасли.
Поскольку отношения между США и Китаем стали натянутыми, особенно в отношении нанотехнологий, Пекин пытается устранить различные препятствия, такие как ограничения на создание совместных предприятий, для привлечения иностранных компаний. Однако китайские власти считают, что они могут контролировать отечественные и иностранные компании, используя мягкие меры, такие как ССК.
Дальнейшие сценарии
Китайская ССК является частью усилий Си Цзиньпина по созданию общества, которое полностью придерживается набора "социалистических норм". Последние, по его мнению, превосходят западные ценности, но также отличаются от традиционного китайского конфуцианства. С быстрым развитием искусственного интеллекта и анализа больших данных система будет становиться все более сложной и охватывать все больше и больше аспектов жизни граждан.
Однако для создания общенациональной системы штрафов и вознаграждений требуются годы, хотя часть ее уже существует. Пока цензура и эти в значительной степени невидимые репрессии продолжаются, эти меры вряд ли будут контрпродуктивными. Вместо этого Китай будет изображать это как успешную модель управления для других стран-единомышленников, таких как Лаос, Камбоджа и Пакистан.
ССК уже наказывает частных лиц. Со временем иностранные компании в Китае также узнают, что является политкорректным и где нельзя пересекать границы. Это станет еще одной проблемой для иностранных правительств, пытающихся получить доступ к китайским рынкам, поскольку западные стандарты и правила, требующие от компаний соблюдения прав человека, будут все больше противоречить поведению китайских властей.