Самые странные и экстравагантные чудачества русских дворян

20:43 2021-11-02

В царской России не было недостатка в безумно богатых аристократах, во владении которых было десятки тысяч "душ". Местная разновидность рабства позволяла им жить в роскоши, полной излишеств и просто невообразимой расточительности.

Состояние российской элиты в разгар эпохи крепостного права - в XVIII и XIX веках - ярко описал Александр Никитенко: освобожденный крестьянин, который описывал положения в стране. Он писал, что "благородные вельможи, правящие сотнями послушных рабов», по сути, "стали рабами своих пристрастий". Подобные мнения высказывал не он один. 

"Что было делать наследнику - необразованному, зажиточному, по закону возвышенному над всеми сословиями, которому все подчинялись, каждый шаг которого предугадывался и каждое желание исполнялось?", - задавал вопрос еще очевидец тех времен .

Ему было очевидно, что абсолютная власть над людьми ведет к вырождению и эксцессам. Тем более, что зачастую "естественным и действительно единственным развлечением" помещика были алкогольные возлияния и последующие бесчинства.

"Русское дворянство явило миру почти невероятную расточительность", - подтверждает Борис Крещенцев в книге "Невольничья Россия. История крепостного права".

Некоторые из них можно считать забавными и весьма оригинальными. Но каждое безумие было возможным только благодаря системе, построенной на рабстве, и поэтому кажется очевидным, что при упоминании этой страны можно только стыдиться того, что все это происходило в России, и было удивительно, что это длилось два столетия.

Какие конкретные эксцессы имеет в виду доктор исторических наук МГУ? Вот несколько особенно невероятных примеров.

Живые скульптуры

Поместье некоего графа славилось красивыми, чрезвычайно реалистичными скульптурами древних богинь и богов, установленных в парке. Люди приходили издалека, чтобы полюбоваться ими. Однако когда к аристократу без предупреждения пришла группа гостей, оказалось, что все пьедесталы пусты. Граф объяснил, что скульптуры работали в поле, потому что было время жатвы.

"Гостей удивил такой ответ, что "скульптуры" в графском парке - это его крестьяне и крестьянки, раздетые догола и выкрашенные белой краской цвета мрамора. Сам граф любил гулять по аллеям, и когда одна из "статуй" двигалась, его или тут же били палками в конюшне", - пишет Борис Керченец.

Дамба для слушания пения соловьев

У графа Разумовского было не менее сумасшедшее задание для своих подданных. Как объясняет автор "Невольничьей России", во время весенней оттепели аристократ "сгонял тысячи крепостных, чтобы построить поперек реки огромную насыпь-плотину, по которой он мог бы перейти на другую сторону и послушать соловьев".

Десять тысяч поцелуев в руку

В свою очередь, Петр Собакин, которому титул даровала царица Екатерина Великая, был просто одержим тем, чтобы заставить своих подданных поклоняться ему. В праздник Пятидесятницы он сгонял в свой двор всех крестьян, всего около 10 000 человек из огромных помещичьих угодий.

Каждый из них по очереди должен был поцеловать руку Собакину. Крестьянский хор также исполнял "Многие лета", а его артиллеристы палили из пушек в честь барина.

Лес из людей

Кроме того, широко было известно эксцентричное поведение известного богача Алексея Плещева. Однажды по случаю дня рождения жены аристократ приказал за ночь вырасти лес на пустом месте. На следующий день гости недоверчиво протирали глаза: его желание сбылось.

"Удивление сменилось недоумением и восторгом, когда именинница двинулась вперед, и в этот момент вся роща склонилась перед ней. Оказалось, что это сотник крестьян стояли со свежесрезанными ветками деревьев.

Это было не единственное и даже не величайшее излишество, сопровождавшее эти дни рождения. Во время застолья на выделенном месте была оборудована оптическая темная комната - "камера-обскура", где гостям был предложен уникальный портрет именинницы.

Глаза согласившихся взглянуть увидели настоящее чудо - в окошке "прибора" был виден красивый портрет именинницы. Но самое удивительное, что вокруг портрета плясали живые купидоны!

Уловка была гениальной и простой одновременно. На глухом лугу, который располагался перед прибором, был нарисован круг, и крестьянские дети, одетые как амуры, перемещались по его периметру в течение жаркого дня, а портрет помещался так, чтобы он занимал внутреннюю часть круга.