Одно из самых важных орудий во Второй мировой войне, средний танк Т-34 также был одним из самых влиятельных проектов в истории танков.
Продукт массовой механизации
Танки были решающими для борьбы во Второй мировой войне, и все страны-участники работали над созданием лучших версий. В 1930-х годах СССР с их масштабной программой механизации удалось поэкспериментировать с широким спектром конструкций. Это позволило советским конструкторам наработать немалый опыт, что привело к Т-34.
«Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», - писал после первых встреч с Т-34 генерал-майор фон Мелентин. «Самый лучший танк в мире», - озвучил свое мнение генерал-фельдмаршал фон Клейст. «Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», - так отзывался о результатах танковых боев на Восточном фронте создатель танковых войск, генерал-полковник Гейнц Гудериан.
Не менее высокая оценка была дана Т-34 британскими специалистами: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании важнейших боевых качеств бронетехники и требований войны… Создание и серийное производство таких совершенных танков в столь огромном количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого уровня…»
Одной из наиболее важных функций T-34 был его движок. Это был мощный дизельный двигатель, который был создан на Харьковском локомотивном заводе. Он стал результатом пяти лет исследований и разработок, направленных на создание одного двигателя. Он был и надежным, и устойчивым к огню, благодаря чему у танка повышалась живучесть.
Многие предыдущие танки имели клепаную броню. Тем не менее, боевые действия в гражданской войне в Испании и в пограничных конфликтах между Китаем и Японией проверили пределы этой конструкции и доказали уязвимость клепаного танка. Поэтому вместо того, чтобы клепать, броня Т-34 была соединена сваркой, чтобы сделать ее более жесткой.