В память об ушедшем певце и композиторе Александре Градском

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский скончался в Москве в возрасте 72 лет. Он умер ночью 28 ноября в больнице.

Градский оставил около 200 написанных песен, три оперы, три балета, полные саундтреки к 12 фильмам... Работал в США и Японии, исполнял песни вместе с Азнавуром и Лайзой Минелли. У себя в стране он пересекался с главными культурными деятелями послевоенной истории - Свиридовым, Пахмутовой, Окуджавой, Кончаловским, Евтушенко.

Вот что о нем вспоминает музыкант Максим Кучеренко:

В последней опере Александра "Мастер и Маргарита" многие фрагменты иллюстрируют его же гедонистический темперамент - подвижный, эмоциональный, взрывчатый. Сколько помню, Александр Борисович был в прекрасном настроении - всегда улыбался, травил новые байки, хохотал. Возраста, казалось, он не чувствовал вообще.

Как-то мне посчастливилось писать в его домашней студии в Глинищевском переулке партию из оперы. Голосов там было много около шестидесяти, и все к нему приезжали поочереди. На 15 летии Ундервуда в клубе «Milk» Александр Борисович пришел и спел три песни. Большую часть своих отпусков Градский проводил в Крыму близ Алушты.

Если я не знал Градского лично, я бы все равно любил его за гениальные вокальные партии в мюзикле "Голубой щенок", за бесбашенный и пронзительный в своей юной легкости "Романс о влюбленных", (о котором даже писал журнал Роллинг Стоун в 1975м), за взрослые продуманные на стыке симфонизма и бардовского жанра сюиты на стихи Бернса и Рубцова, музыку к странному концептуальному шедевру мультфильму "Перевал", саундтрек к "Графу Монте- Кристо" и особенно за воздушную и величественную песню "Прощай".

Игорь Рабинер (спортивный обозреватель):

Я всегда балдел от голоса Градского. Его неповторимый тембр, ни на кого не похожая интонация, сумасшедшая мощь пробирает насквозь. В песнях, которые он пел, никогда не было пустых слов. Меня всегда тянуло к телевизору, когда шёл "Голос", а он сидел в жюри, потому что Александр говорил, как никто. Он всегда был символом профессионализма.

Долгое время я не знал, что Градский - страстный болельщик "Спартака". Мне об этом как-то рассказал Евгений Ловчев. Более того, показал в телефоне их переписку, и я обалдел - это просто огонь! В пылу дискуссий эти два отчаянных спорщика доходили до того, что Градский кричал Ловчеву: "Да ты ничего не понимаешь в футболе!" А Серафимыч в тон отвечал: "А ты - в музыке!".

Остановить Градского был способен только сам Градский, когда уставал говорить. Но это всегда было интересно. Даже когда абсурдно...

Он вживую видел Пеле - в знаменитом товарищеском матче 1965 года СССР-Бразилия в "Лужниках", когда Короля футбола пытался, но не смог закрыть Воронин. И рассказывал: Шестернев потом сказал: "Странно, там была высокая трава, а Пеле успел мне наступить на ногу и забрать мяч. Он - великий игрок!", и хохотал своим раскатистым голосом. Вскоре после той беседы поздравлял его с днём рождения - Александр Борисович, едва дослушав, заговорил о предстоявшем матче "Локо" с "Атлетико". Мне хочется верить, что он в среду успел посмотреть и порадоваться победе любимого "Спартака" над "Наполи".

Юрий Грымов (режиссер):

Музыкант, певец, композитор, универсально одаренный человек... Вспоминаю одно из первых серьезных потрясений в жизни - когда я еще совсем мальчиком попал на концерт его группы "Скоморохи". Популярное сегодня слово "драйв" мы тогда еще не знали, да его и недостаточно для того, чтобы передать что это было. Со сцены в зал волнами лилась такая мощь, такая энергия, от которой наэлектризовывалось все вокруг. Участники группы время от времени уходили за кулисы отдохнуть, оставляя кого-то на сцене - то гитариста, то барабанщика.

В какой-то момент на сцене остался один Градский. И он один, а-капелла, выдал что-то невообразимое - совершенно фантастическую смесь рока, фолка, джаза и Бог его знает чего еще. А еще во всем этом было столько правды, столько настоящего... В это невозможно было не верить. И мы верили.

Потом был мой любимый "Романс о влюбленных". Фильм, которого просто не было бы без голоса Градского. Были потрясающие записи, концерты, пронзительное посвящение Высоцкому - "Песня о друге": "Я совсем не был с ним знаком, но о друге мечтал таком..."

Я тоже мечтал о таком друге, как Александр Борисович, и думаю, что не я один. Не сложилось. Хотя в нашей "Женитьбе" звучит его "Как молоды мы были", живет его голос и, верю, он сам.

Владимир Матецкий (продюссер):

Градский, его голос - это было нечто. Градский был на порядок выше всех, и было понятно, что у него уникальный вокальный талант... Он очень хотел делать все сам. Быть и композитором, и поэтом, и певцом, и аранжировщиком, и человеком, который играет на всех инструментах. У него это получалось, и получалось здорово, - подчеркнул композитор.

Напомним, что у Градского перед смертью нашли большое число антител к коронавирусу. При госпитализации у артиста взяли анализы на коронавирус. Они показали отрицательный результат. В августе Градский был госпитализирован с COVID-19. У него диагностировали обширное поражение легких. Градский выздоровел, но после жаловался на боли в ногах и практически не вставал.

Прощание с народным артистом планируют провести 1 декабря в помещении театра "Градский Холл". Предположительно, композитора и исполнителя могут похоронить на Кузьминском кладбище, где покоятся его родители.

Опубликовано: Валерия Сидорчук

У Вас есть история?

Если у Вас есть интересная история которую хотите предать огласке - обращайтесь.

Телефон для связи с редакцией:

+375 (25) 640-22-40

 

{[{ article.headline1 }]}

{[{ article.headline2 }]}

Фото статьи
{[{ article.mainImage.comment }]}

Опубликовано: {[{ article.author }]}