Они встретились на очередном творческом рауте, которые по долгу профессии были обязаны посещать.
Дело было в 1955 году в апартаментах Лили Брик. Щедрин выступал в качестве пианиста, разыгрывал разнообразные пассажи. Он был настолько искусен в своем исполнении, что мгновенно привлек внимание Майи.
Между молодыми артистами завязалась теплая беседа, а по окончании вечера Родион вызвался проводить Майю домой. Последняя впечатлилась, скорее, игрой Родиона, чем им самим. Он это почувствовал, сперва оскорбился, но принял решение добиться внимания понравившейся девушки.
В конце концов, они вместе посетили премьеру балета "Спартак", после которой сумели пообщаться более полно. А затем вместе уехали в Карелию, провели там отпуск. Майя забеременела, однако предпочла семейной жизни карьеру.
Преследование КГБ
Поскольку артисты по долгу службы были вынуждены общаться с иностранцами, давление КГБ на них было ощутимым. Ведь по мнению Комитета, от подобной коммуникабельности страдал имидж Советской державы, а еще якобы создавался соблазн для советских деятелей искусства начать работать на иностранные службы разведки.
Под конец 50-х годов за артистами было установлено круглосуточное наблюдение. На Майю и вовсе обрушилось обвинение в революционной деятельности, из-за которого выезд за границу на гастроли оказался для нее закрыт.
Своим знакомым она часто говорила, что в "темном царстве страны Советов" для нее солнечным лучом был Родион Щедрин.
К слову, сам Родион отчаянно стремился к тому, чтобы заключить с Майей брак. Но в коммунистической партии считали, что семейный союз с балериной, у которой уже была подмочена репутация, только навредит карьере.
А вот Майе он мог бы оказаться на руку - замужнюю женщину намного меньше стали бы подвергать подозрениям в политических интригах, чем свободную.
В конечном счете, пара расписалась.
Родиону эта женитьба не принесла проблем. Майю же она спасла: очень скоро была организована встреча с главой КГБ Александром Шепелиным, который после недолгих уговоров все же позволил Майе снова гастролировать. Это благоприятным образом сказалось на ее карьере, и Никита Хрущев даже присвоил ей звание народной артистки СССР. Как позднее выяснилось, в качестве благодарности за "верность отечеству".