После того, как в 2012 году администрация Обамы отменила доктрину Пентагона о «двух войнах», Соединенные Штаты оказались неспособны участвовать еще в одном крупном региональном конфликте. Десять лет спустя США могут столкнуться с проблемой выбора, ввязываться ли в потенциальную войну на Украине или на Тайване.
«Это означает, что мы не можем делать и то, и другое», — считает Дакота Вуд, старший научный сотрудник оборонных программ Фонда «Наследие».
Бывший президент Барак Обама и тогдашний министр обороны Леон Панетта объявили в январе 2012 года о новой стратегии, которая положила конец концепции планирования «двух войн» времен холодной войны.
Доктрина двух войн предполагала, что США могли вмешиваться в два крупных региональных конфликта одновременно. Так было в войнах в Корее и Вьетнаме, а также в войнах в Ираке и Афганистане после 11 сентября.
«Когда пришла команда Обамы, у них была очень конкретная… повестка дня. Она была очень сосредоточена на внутренних вопросах, а их мировоззрение было таким, что почти все проблемы можно решить дипломатическим путем через торговлю», — сказал Вуд. «Считалось, что налогоплательщикам просто не нужна большая армия США».
Вуд объяснил, что администрация Обамы хотела доказать, что это «больше не мир с двумя войнами», а вместо этого иметь вооруженные силы, которые могли бы справиться с одним крупным кризисом, уравновешивая более мелкие «всплывающие кризисы» или поддерживая в них свое присутствие.
Обама заявил тогда, что армия США станет «более компактной», но сохранят свое «военное превосходство за счет маневренных, гибких и готовых к любым непредвиденным обстоятельствам и угрозам вооруженных сил».
По словам Вуда, на самом деле вооруженные силы стали более компактными: количество кораблей ВМФ сократилось с 570 в конце 1980-х годов до 296 кораблей сегодня.
В марте 2022 года власти США не раз уже заявляли, что в Европе может разгореться «Третья мировая война», если США примут непосредственное участие во вторжении российских войск в Украину. В то время как в Азии угроза вторжения Китая на Тайвань становится все более серьезной.