Любой человек, который хоть раз в жизни был на железнодорожном вокзале, мог обратить внимание на странный манёвр поезда. Прежде чем начать движение вперёд - машинист немного сдает назад.
На первый взгляд можно подумать, что делается это с целью обеспечения безопасности людей. Таким манёвром машинист предупреждает всех, кто находится рядом, о начале движения поезда. Но это не совсем так.
Основная причина кроется в фундаментальных физических законах. Прежде всего - силе трения. При остановке поезда на станции, все сцепки вагонов находятся в натянутом состоянии.
Если начать движение поезда, без предварительного манёвра назад, то на двигатель локоматива ляжет максимальная тяговая нагрузка сразу от всех вагонов. Это негативно сказывается на работоспособности силовой установки.
Для того, чтобы уменьшить стартовую нагрузку, машинист и сдаёт назад. Сцепки вагонов провисают. Поэтому в момент начала движения поезда вперёд, локомотив тянет только первый вагон. Далее по мере последовательного натяжения сцепок следующих вагонов, нагрузка на двигатель постепенно возрастает.
Современные локомотивы оснащаются мощными двигателеми, позволяющим со старта набрать нужную мощность. Однако машинисты, по устоявшейся традиции, предпочитают перед началом движения всё же сдавать немного назад.