Социализм за 4 года по "полпотовски" или причины трагедии Камбоджи

Знаменитый "Четырехлетний план", предложенный политическим лидером страны на заседании ЦК партии в августе 1976 г., стал началом конца. Абсурдность этого документа и дилетантизм человека-монстра, его составившего, привели к гибели сотен тысяч людей.

Об ужасах кровавого правления Пол Пота можно рассказывать долго. Страшные и нелепые события тех лет до сих пор вызывают боль и содрогание у любого нормального человека. Что же представлял собой план ускоренного преобразования Камбоджи и почему он уже изначально был обречен на провал?..

Как все начиналось

14 апреля 1976 года в Камбодже появился новый премьер-министр - Пол Пот (он же Салот Сар). А 21 августа года состоялось заседание партийного центра, на котором лидер "красных кхмеров" (коммунистических партизан Камбоджи) - огласил положения великого Четырехлетнего плана строительства социализма. Обсуждению тот документ не подлежал, просто был доведен до сведения присутствующих как свершившийся факт. О том, как обеспечить выполнение представленного плана, разговоры не велись вообще.

Основные положения плана

Пол Пот предлагал всеобщую коллективизацию сельского хозяйства и промышленных отраслей страны с последующей глобальной индустриализацией. Экспорт сельхоз товаров должен был принести доход, необходимый для поддержки развития легкой и тяжелой промышленности. И это планировалось провести в стране, в которой были упразднены денежные знаки, рынок, частная собственность.
Подавляющее большинство пунктов плана было абсурдным и невыполнимым, но фанатичная вера его составителя в реальность достижения успеха поражала своим слепым упрямством.

В документе красной нитью проходят 4 маниакальных идеи правителя: коллективизм, революционная воля народа, власть бедняков, автаркия. Чтобы избежать репрессий за невыполнение плана, руководители выжимали все соки из подчиненных, требуя от них невозможного. Результатом такой политики стали тысячи жертв - "побочный продукт" ускоренного построения социализма, который и строили собственно для этих же погибших людей.

Главные ошибки

План был составлен схематично и по-делитански, без учета многих важных факторов и подробного разъяснения способов реализации его положений.

Вера в невозможное

Составители плана опирались на устаревшие данные демографических и экологических показателей. А ведь предшествующая событиям гражданская война внесла свои коррективы. Никаких долгих исследований не проводилось, все "радужные" перспективы были высосаны из пальца. Зато партийные чиновники свято верили в то, что народ, у которого "пробуждается политическое сознание", способен "сделать все что угодно".

Иенг Сари:

"В настоящее время наш камбоджийский народ сам правит своей судьбой, твердо удерживая в своих руках революционное управление и строительство нового общества".

Отмена денег

Деньги как "остатки капитализма" были отменены, бедняки якобы превратились в хозяев страны, а иностранная валюта, полученная от продажи производимой в стране сельзхоз продукции, должна была пойти на пользу народу.

Экспресс-метод вождя "красных кхмеров"

Пол Пот, сравнивая Камбоджу с другими государствами:

"У нас иной характер. Мы движемся быстрее".

Он хотел максимально ускорить строительство социализма во вверенной ему стране.

"Три тонны с гектара"

Девиз, запущенный в массы, стал настоящей национальной идеей. Так как промышленность Камбоджи была слабо развита, квалифицированных кадров не хватало, с технократами и вовсе был дефицит, на экспорт поставлялся преимущественно рис. Лозунг "Три тонны с гектара" относился именно к этому злаку и был позаимствован у китайцев, проводивших подобную политику у себя в стране. Это еще раз доказывает несостоятельность принятого плана, опиравшегося на реалии чужого государства. 

О нелепости этих цифр можно судить по реальным урожаям, собираемым в Камбодже до 1970 года: с гектара не удавалось получить даже тонну риса. Не было удобрений, специальной техники, люди все делали вручную на выделенных им семейных участках. Качество злака оставляло желать лучшего. Но, конечно же, партийные лидеры понятия не имели, как растить и собирать рис, поэтому считали, что увеличить урожай в три раза для камбоджийских земледельцев проще простого. Причем добиться таких результатов предполагалось не с привлечением инновационных технологий, материальной мотивации, а с помощью одной лишь пробудившейся "коллективной революционной воли народа".

Особенно рассчитывала партия на северо-западный регион страны (провинции Баттамбанг и Пурсат), на землях которого урожай риса собирался два раза в год. Множество людей, которых насильно выселили из столицы Камбоджи (Пномпень) и Баттамбанга, два года расчищали территорию для новых рисовых полей, вручную рыли каналы, строили дамбы, новые поселения, работали в невыносимых условиях малярийных зарослей. Женщины, мужчины, старики, дети трудились на износ: недоедали, болели, умирали от истощения, жестоких казней, физического переутомления.

Резкое увеличение урожая риса, по мнению Пол Пота, должно было решить много задач: обеспечить семена для будущего посева, создать некий "резервный фонд", дать пищу населению, увеличить приток иностранной валюты. Последняя должна была пойти на закупку сельхоз техники, рабочего инвентаря, удобрений, инсектицидов. Все это должно было поднять сельское хозяйство на новый уровень. Все тот же рис должен был окупить расходы на военную оборону и промышленное развитие.

О том, что происходило на самом деле, высшее правление страны, почти не информировалось. Туда поступали только оптимистичные известия. В это время люди тысячами погибали от голода и болезней, намеченные показатели не достигались, полученные запасы риса фиксировались как излишки и загадочно пропадали.

Другие источники дохода

К ним относились прочие сельхоз культуры - кукуруза, табак, хлопок, джут, кокосы. В плане было обозначено, что эти товары должны были принести стране 29 млн долларов. На деле, от ожидаемого дохода было достигнуто всего лишь 2%. Ставка была сделана на рис, все разделы, не относящиеся к нему, были прописаны вскользь и кое-как.

Удобрения и другие "странности" плана

План предполагал увеличить производство удобрений "натурального" происхождения (продукты жизнедеятельности людей и животных) почти в два раза. Как этого достигнуть, в документе не объяснялось.

Новые заводы новой страны должны были производить тысячи ирригационных насосов. Но где взять сырье, рабочую силу и финансирование на это, план не рассказывал. То же самое можно сказать и про другие сверхзадачи чудесного плана: приобретение новых заводов, увеличение поголовья скота, расширение рыбного промысла. Какими способами и средствами все это сделать, план не давал ответа. Главным аргументом Пол Пота по-прежнему оставался рис:

"Если у нас есть рис, у нас есть все".

Это уже стало навязчивой идеей. Весь план был пронизан горячим революционным запалом. На нем главным образом и строился великий путь ускоренного преображения Камбоджи.

В разделах, отведенных развитию легкой промышленности, не было никакой конкретики, все отрасли были свалены в кучу. Не были выделены приоритетные направления, не разъяснялось, откуда возьмется сырье, оборудование, рабочая сила.

Будущее тяжелой промышленности тоже рисовалось в радужных красках. Заняться ее развитием Пол Пот собирался после успешного завершения Четырехлетнего плана. Добиться промышленного роста планировалось без учета имеющихся ресурсов и разработки стратегий по финансированию. От помощи экспертов при разработке своего плана лидер страны отказался, а у него самого и его окружения катастрофически недоставало знаний в промышленных областях. Только помощь извне могла как-то улучшить ситуацию, так и случилось - некоторое содействие оказали Китай и Северная Корея.

План опирался на непроверенные месторождения нефти, угля, железной руды.

"Если у нас есть хотя бы какой-нибудь уголь, мы найдем его".

Импортировать в страну предполагалось "болты и гайки, запасные детали, промышленное оборудование и сельскохозяйственные машины, товары, необходимые для жизни людей, и материалы для национальной обороны".

Для развития туристической отрасли план требовал "организовать: гостиницы, водоснабжение, электричество... места отдыха". Звучит ну очень лаконично.

Абсолютно диким кажется подход к развитию здравоохранения и социальной помощи. В плане приветствовалось активное использование местных знахарских методов лечения. То же самое происходило в Китае, где таким образом стремились сэкономить бюджетные деньги. Так в Камбодже появились неподготовленные врачи, которым иногда не было и 15 лет. Гигиена и диагностика отошли далеко в сторону. Больным людям давали меньше еды, в  приоритете были те, кто мог ходить на работу. А между тем, в плане звучали призывы "развить массовое движение за общую гигиену в каждой сфере". Естественно, подробности достижения этой инициативы не приводились.

Общественное благосостояние обозначалось количеством десертов.

"В 1977 году будет два десерта в неделю. В 1978 - один десерт каждые два дня. А в 1979 сладкое будет каждый день".

Это все, что было в плане относящегося к материальной мотивации трудящихся граждан.

Общие обеды

При правлении Пол Пота людям запрещали готовить и принимать пищу в кругу семьи. Все должны были питаться в общественных столовых. Семейный обед или ужин считался пережитком капиталистического строя. И эти обычаи, по мнению новой власти, тормозили развитие социализма в стране. Коллективные трапезы в столовых вводились якобы для пользы простого населения, а на самом деле были еще одним инструментом удержания контроля над людьми.

Три странички на культуру

Именно столько отводилось в плане таким важным категориям, как "культура, грамотность, искусство, технология, наука, массовое образование, пропаганда и информация". Пришедшие к власти коммунисты отказались от "двухтысячелетней истории" народа, выбросили как ненужный хлам самобытную культуру Камбоджи. При этом "правильная" культура насаждалась "сверху": это были стихи и песни, в которых должны были "описываться достойные образцы ... строительства социализма".

"Половину работай, половину учись"

Все пункты, относящиеся к теме среднего образования, включая приведенный выше лозунг, были полной утопией. До 1978 года в Камбодже открылись лишь единицы начальных школ и ни одной средней, выпустились всего несколько учебников. Хотя в плане планировалось уделить начальному и среднему образованию должное внимание. 

На уроках истории юные камбоджийцы должны были узнать о "революционной борьбе народа, революционной борьбе за страну, за демократию, социалистическую революцию и за строительство социализма". А последние странички плана подчеркивали важность партии для жизни страны:

"Решающий фактор - это партия... Если Центр охватит все, все охватит и Партия... тоже сделают армия и народ".

Даже человеку, далекому от политики, понятно, что хромающий со всех сторон план Пол Пота, никак не мог привести страну к светлому будущему. А вот своевременный отказ от него помог бы избежать тысяч ужасных смертей ни в чем неповинных камбоджийцев.