История: как Израиль угнал из Франции чилийские ракетные катера

Подобные угоны судов военного назначения встречаются буквально на всей линии истории. Например, однажды Великобритания «отжала» советские эсминцы «Автороил» и «Спартак», которые находились в Перу.

Угон ракетных чилийских катеров интересен тем, что до того, как они попали в руки Чили, 10 лет прослужили в военном флоте Израиля, а история началась с момента потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетными катерами Египта советского производства. Сообразительные израильские инженеры поняли, что пора бы обзавестись аналогичным вооружением и заключили договор на покупку судов по проекту немецких торпедных катеров типа «Ягуар».

Только строить и поставлять катера Израилю нужно было «тихо», так как страна уже тогда начала доставать американцев и европейцев, которые имели вид на Ближний Восток, своими непрерывными столкновениями с арабами. Тем не менее, история всплыла и Германии все же пришлось прекратить сотрудничество с Израилем, а производство катеров перенесли во Францию. Как бы там не было, постройку катеров пришлось продолжить, чтобы успеть передать в руки заказчика.

Но тут начинается другая история: Израилю со скрипом в зубах строят катера, когда Чили предлагает за них большие деньги. В общем, французы пошли на сделку с чилийцами, а израильтяне с горечью приняли отказ французов от постройки катеров и деньги за невыполнение контракта.

Самое интересное, что катера так и не дошли до Чили — тайно отправились в Норвегию в 1969 году, откуда израильтяне их успешно и повители. Точнее не в самой Норвегии, а по пути, где катера ждали судна-заправщики. Министерство обороны Франции было в панике и требовало разрешение у президента поднять авиацию и прекратить захват катеров. Конечно, разрешение получено не было.

Пять военных ракетных катеров французского производства, предназначенные для Чили, были успешно доставлены до Хайфы. Во Франции «слетело» несколько чиновников, а в Израиле были довольны успешно проведенной операцией. Кстати, катера прекрасно показали себя во время арабо-израильской войны в 1973 году. При этом два катера из десяти, которые были построены Францией, все-таки отправились в Чили на модернизацию в конце 80х годов прошлого века и прослужили до начала «нулевых».