Анархия: философское учение о порядке в беспорядке

November 7, 2021 19:41
Анархия: философское учение о порядке в беспорядке

В переводе с древнегреческого языка анархия действительно обозначается как отсутствие власти. В историческом контексте имеется в виду централизованная государственная власть.

В переводе с древнегреческого языка анархия действительно обозначается как отсутствие власти. В историческом контексте имеется в виду централизованная государственная власть, подразумевающая регламентацию поведения людей с нормами и наказаниями за не следование им.

Самым древним представителем учения анархизма из тех, чье имя сохранила история, является философ Диоген. Он не только был основателем школы киников, но и отличался весьма экстравагантным поведением. Он жил в глиняной винной бочке, и был весьма нетребователен в быту. Самой известной историей о Диогене является визит к нему Александра Македонского, который захотел помочь философу, на что получил ответ отойти и не загораживать солнечный свет. Тем самым Диоген подчеркнул свое мнение о власти, как о чем-то несущественном. Его идеалом была свободная, первобытная жизнь. Эта идея нашла впоследствии отражение в учении софистов.

В Средневековье, с активной доминантой иерархичного христианского вероучения идеи анархизма долгое время оставались невостребованными. К ним человечество стало возвращаться только в конце восемнадцатого века. Одним из адептов анархизма, стал, как ни странно, отец всемирно известной впоследствии писательницы Мэри Шелли, Уильям Годвин, являвшийся изначально христианским проповедником.

APS

Но первую структурную теоретическую базу под анархическое учение подвел философ из Франции Прудон. За его трактат 1840-го года Что же такое собственность, он даже едва не угодил за решетку, но был оправдан, т. к. судьи не смогли разобраться в достаточно запутанной теории трактата. По Прудону для анархии характерны такие понятия, как наличие взаимопомощи между людьми, властная самоорганизованность в противовес централизованной власти, свобода объединений и форм сотрудничества людей.

Из россиян самым известным анархистом девятнадцатого века является Михаил Бакунин. За его статьи революционной направленности он лишился имущества, что привело его к мысли о том, что анархизм наилучшая форма общественного устройства. Он сотрудничал с Герценом, сидел в тюрьме, был сослан в Сибирь, откуда бежал в Лондон. Его последователями можно назвать Сергея Нечаева и ученого-естествоиспытателя Ивана Кропоткина, переложившего в своих изысканиях Взаимная помощь как фактор эволюции идеи анархизма на устройство природы.

В двадцатом веке идеи анархизма пытались реализовать и политики, и мыслители, но на практике общества все равно приходили к некоей централизации власти. Тем не менее, анархизм признан как философское учение в социал-демократическом мировоззрении.