Ситуации, когда смартфоны взрываются, калечат и убивают владельцев уже не редкость. Случаи же возгорания батарей электромобилей пока можно посчитать на пальцах. Но все изменится, когда электромобили станут доступны всем. Стоит ли уже сейчас переходить на твердотельные батареи, чтобы не допустить превращение дорог в огненный ад.
Смартфоны взрываются
Случаи воспламенения и взрывы литиево-ионных батарей в мобильных телефонах все чаще всплывают в средствах массовой информации.
Совсем недавно в Алматинской области погибла школьница, которая заснула рядом с мобильным телефоном, оставленным на подзарядке. Утром батарея телефона взорвалась, и девочка скончалась от полученных ран. Этот случай не единственный, в марте прошлого года в Индии мобильный телефон взорвался прямо во время разговора хозяйки, к сожалению, девочку не удалось спасти.
Проблема приняла угрожающие масштабы, когда произошла серия взрывов батарей для смартфонов Samsung Note 7, затем эстафета перешла к телефонам iPhone 7 Plus.
Ожоги, травмы, в редких случаях летальный исход, вот чем опасны взрывы небольших батарей смартфонов.
Более крупные аккумуляторы могут принести гораздо больше вреда. Так взрыв гироскутера в Новосибирской области вызвал пожар и обрушение балкона многоэтажного дома.
В Перми чудом выжил ребенок, под которым взорвался гироскутер, школьник успел отпрыгнуть в сторону. Количество несчастных случаев растет со скоростью, с которой распространяются данные устройства на рынке.
Одно дело, взрыв батареи смартфона в несколько сот грамм, совсем другое возгорание полутонного аккумулятора электромобиля.
Батареи е-каров горят как спички
Совсем недавно в Москве прямо на МКАД электромобиль Tesla столкнулся с грузовым транспортом, в результате произошло возгорание автомобиля. Прибывшим на место сотрудникам МЧС удалось спасти трех пассажиров и потушить пожар.
Но не всегда сразу удается локализовать очаг возгорания. Например, в Австрии электромобиль, который врезался в отбойник, вызвал сильнейший пожар, который удалось локализовать лишь бригаде из 35 пожарных и 5 пожарных автомобилей.
Потушить горящий электромобиль весьма трудно, поскольку элементы, входящие в литиево-ионный аккумулятор, следует тушить по специальной технологии, накрыв герметичным контейнером, как это делают пожарные из Норвегии. Кроме того сама батарея требует охлаждения, чтобы не случилось повторное возгорание, для этого машину нужно поместить в специальный бассейн с водой, как это практикуется у пожарных из Нидерландов.
Обойтись без жертв также не всегда удается.
Так сотрудник Apple сгорел прямо за рулем своего Tesla Model X. Причем потушенный пожарными автомобиль загорелся через пару дней на специальной стоянке.
Пожар кроссовера Model S также унес жизни двух подростков, водитель, находившийся в момент возгорания за рулем, по счастливой случайности выжил.
Не только Tesla подвергался возгоранию. Первый случай воспламенения батареи произошел в 2010 году, когда находившийся на подзарядке Nissan Qashkai, загорелся прямо на пароме
В одном из промышленных центров Китая Шэнчжэне электротакси BYD e6 сгорело вместе с пассажирами, столкнувшись с гиперкаром Nissan GT.
Практически каждая марка автомобилей имеет в своем послужном списке хотя бы один случай возгорания. Даже новый Jaguar I-Pace, недавно признанный в Европе электромобилем года, попал в списки погорельцев.
При этом производители заявляют о многоуровневой защите литиево–ионного аккумулятора на электромобилях и его безопасности.
Производители защищают батареи от возгорания
Причина возгорания батарей электрокаров происходит из-за повышения температуры в одной из ячеек аккумулятора, в результате чего возникает цепная реакция, которая приводит к возгоранию аккумулятора. Перегрев ячейки может произойти по любой причине, даже в результате механического повреждения.
Как это произошло с автомобилем Tesla, когда он налетел на деталь прицепа и пробил днище, в результате чего произошло возгорание батареи. Теперь все автомобили этой марки оборудуются специальными защитными титановыми пластинами.
Основная масса производителей электромобилей оснащает свои аккумуляторы специальными электронными блоками, которые размыкают цепь и прекращают работу всех химических реакций, если вдруг, хотя бы в одной ячейке отмечается повышение температуры.
Если процесс химической реакции продолжается, то плавится пористый сепаратор, который полностью перекрывает движение ионов между электродами.
В изготовлении применяются также специальные материалы, которые могут увеличить температуру эксплуатации батареи.
Также постоянно проводится доработка программного обеспечения, контролирующего работу батареи е-кара.
Стоит отметить, что емкость аккумуляторов постоянно увеличивается, чтобы сделать электромобили более востребованными у потребителя, а это в свою очередь повышает шансы возгорания батареи. Эффективным решением данной проблемы служит оснащение электрокаров твердотельными батареями.
Заменят на твердотельные батареи
Решить проблему возгорания аккумуляторов, а также другие вопросы электрокаров, сможет использование твердотельных батарей, которые:
• заряжаются гораздо быстрее литиевых аналогов;
• не предрасположены к возгоранию;
• лучше переносят низкие температуры;
• имеют преимущество в плотности энергии.
Правда, в настоящее время компании только разрабатывают потенциального «убийцу» литиево-ионных аккумуляторов. При этом многие производители собираются оснастить свои е-кары именно твердотельными батареями. Так компания Dysson собирается выпустить в 2021 году свой электрокар оснащенный твердотельным аккумулятором.
Вывод
Несмотря на многоуровневую защиту батарей, которую используют производители электрокаров, случаи возгорания имеют место быть, и с увеличением количества электромобилей на дорогах, число таких случаев будет расти. Учитывая, что нет надежной защиты литиево-ионный батареи, а спасатели не имеют средств эффективного тушения пожаров, приобретать электромобиль целесобразно, когда их будут оснащать твердотельными аккумуляторами.
__comment_author_name__
__comment_createdAt__
__comment_comment__
__comment_children_length__