Империя гуннов занимала тысячи километров. Именно они стали катализатором скорейшего распада Древней Римской империи.
Воинственные кочевые племена Хунну жили на границе с древней Китайской империей. Они занимали территорию степей Центральной Азии. Однако китайцы вели оседлый образ жизни, и гунны постоянно находились в экзальтированном конфликте с ними. Из-за войны с Ханьской империей гуннам пришлось бежать на Запад.
Из-за этого в движение пришли другие племена. Кому-то пришлось присоединиться к гуннам, кого-то убили, а кто-то бежал от кочевников. В итоге это движение вылилось в то, что в истории называется великим переселением народов. Именно оно сформировало современный вид народов, населяющих Евразию.
Формальным государством с установленными границами и строем империя гуннов не была. Но это было устойчивое свободное образование, построенное на силе и подчинении авторитету. Можно назвать империю объединением племен и родов, а вот примитивной формой государства - вряд ли.
В пятом веке нашей эры в состав империи гуннов входили и сарматы, и германские, и славянские племена, и население Кавказа. Наибольший расцвет образование переживало в 434-453 годах нашей эры во время правления Аттилы. Его все боялись и чтили, но после смерти вождя племенные кланы начали воевать между собой, иногда по причине кровной мести. Гунны начали убивать друг друга.
Кочевники вторглись в Западную Римскую империю и поспособствовали ее распаду. Но в полной мере не стали его причиной. Дело в том, что уже тогда рабовладельческая система и экономика дали трещину. Начинал формироваться феодализм, и гунны только ускорили эти естественные процессы.
Куда же делись гунны?
Еще во времена правления Аттилы они смешивались с другими ордынскими племенами. А со временем они смешались с оседлыми жителями Кавказа, Азии и Европы.
Можно сказать, что современные казказцы, монголы, болгары, кыргызы и другие народы являются потомками гуннов. Поэтому в каком-то роде гунны не исчезли окончательно, их потомки сегодня населяют планету и несут генетическую память о воинственной кочевой жизни в степях.