Фаина Георгиевна Раневская, по рождению Фельдман, родилась в Таганроге 27 августа 1896 года.
Ее отцу, Гиршу Хаимовичу, принадлежали фабрика, магазины, нефтяной бизнес. Он был богатейшим человеком в городе. Семья жила в просторном двухэтажном доме.
С детства Фаина была очень робкой, чувствительной, и даже заикалась. Она трудно сходилась с людьми, из-за чего родители забрали ее из гимназии. Девочка получила хорошее домашнее образование и сдала гимназический курс экстерном.
Увлечение кино, а затем и театром, пришло к ней довольно рано. А в возрасте 14 лет, отдыхая в Евпатории, она встретилась с прекрасной Алисой Коонен. Эта встреча стала знаковой для девушки и определила ее дальнейшую судьбу.
Через четыре года, вопреки резкому осуждению семьи, она уехала в Москву, чтобы навсегда посвятить себя театру.
Ее приятельница, актриса Нина Сухоцкая, так вспоминала о молодой Раневской: "Мне она казалась очень красивой. Несмотря на неправильные черты лица, ее огромные лучистые глаза, так легко меняющие выражение, чудесные каштановые волосы, прекрасный голос, неистощимое чувство юмора и... талантливость в каждом слове и поступке - все делало ее обворожительной и притягивало людей".
В Москве в разных театральных школах экзаменаторы в один голос твердили девушке, что она профнепригодна. Фаине удалось поступить только в платную школу, где на актерские способности обращали меньше всего внимания.
По словам актрисы, театральная Москва потрясла ее, а первым учителем стал Художественный театр. Позже она говорила, что профессию не выбирала - она таилась в ней всегда.
Весной 1917 года Раневская, будучи еще совсем молодой, осталась в России совершенно одна: вся семья Фельдман на собственном пароходе эмигрировала в Турцию.
В это время судьба подарила ей знаменательную встречу с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, воспитанницей школы Александринского театра, которая заметила огромное творческое дарование Фаины и помогла стать ей Актрисой.
Вульф, будучи ученицей знаменитых Веры Комиссаржевской и Владимира Давыдова, научила Раневскую всему, что знала и умела сама. Их дружба, несмотря на большую разницу в возрасте, продолжалась вплоть до смерти Павлы Леонтьевны. И именно в ее доме Фаина нашла семейный уют и полное понимание.
Первой значительной ролью Фаины Раневской под руководством Вульф стала Маргарита Каваллини в пьесе "Роман". Но ее истинное дарование раскрылось позже.
Осенью 1919 года они с Вульф оказались в Симферополе, в актерском товариществе под руководством Ермолова-Бороздина. Здесь начинающией актрисе посчастливилось сыграть в "Ревизоре", "Дворянском гнезде" и других известных пьесах.
А в "Вишневом саде" А. Чехова Раневская сыграла Шарлотту с той остротой, которая в дальнейшем была присуща всем ее ролям. Именно в этот раз проявился ее дар характерной актрисы и ярко прозвучала главная тема творчества - душевная неприкаяность и человеческое одиночество.
В Симферополе актриса работала до конца 1923 года. А затем еще 6 лет - в театрах Смоленска, Баку, Архангельска, Сталинграда, где ей довелось сыграть порядка 300 ролей.
Подлинная слава пришла к ней в Московском Камерном театре, куда в 1931 году ее пригласил именитый режиссер тех лет А. Таиров.
Раневская прославилась и в кинематографе - она сыграла в 24 разных картинах. И хотя ни одной главной роли у нее не было, каждая из них стала ярким явлением, навсегда вошедшим в сокровищницу советского кино.
Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени Моссовета, гда она служила с 1965 по 1983 год. А в 1984 году ее не стало.
"Я не признаю слова "играть". Пусть играют дети. Пусть музыканты играют. Актер на сцене должен жить!" - в этих словах заключалась суть великой актрисы. Она и вправду проживала каждую свою роль, чем покорила сердца многих поколений зрителей.