«Наше воздушное пространство будет закрыто для российских самолетов, включая частные самолеты олигархов », — заявила Урсула фон дер Ляйен в Брюсселе 27 февраля . Помимо коммерческого авиабизнеса, закрытие воздушного пространства в первую очередь должно коснуться состоятельных бизнесменов, которые лояльны президенту России Владимиру Путину.
Но это работает только в ограниченной степени. Частные самолеты, принадлежащие богатым россиянам, все еще кружат над Европой. В общей сложности WELT AM SONNTAG удалось выявить около 30 полетов предполагаемых российских частных самолетов и вертолетов через европейское воздушное пространство с момента введения санкций ЕС.
Данные об этих рейсах находятся в открытом доступе на веб-сайтах отслеживания рейсов. У самолетов есть достоверные доказательства того, что они принадлежат или контролируются российскими бизнесменами. В середине марта британские власти приостановили полет самолета Cessna с регистрационным номером G-LATO на юге Лондона . Министерство транспорта в Лондоне приписывает Cessna российскому нефтяному миллиардеру Евгению Марковичу Швидлеру.
Швидлер считается другом доверенного лица Путина и бывшего владельца футбольного клуба Романа Абрамовича. До конфискации в Лондоне частный самолет Швидлера еще восемь раз пролетал через ЕС, несколько раз через воздушное пространство Германии. Его последний полет в Лондон начался 18 марта в Гамбурге , где взлетать самолету никто не мешал.
Власти Германии были застигнуты врасплох в первый же день закрытия воздушного пространства. 28 февраля в 18:20 из аэропорта Мюнхена вылетел Airbus, который, согласно санкционному списку США, приписывается олигарху Алишеру Усманову. Самолет Усманова, вылетел из Флоренции в Ташкент. Никто не чувствовал себя ответственным с немецкой стороны.
По запросу Федеральное авиационное управление обратилось в местную авиадиспетчерскую службу. Власти Южной Баварии возложили ответственность на правительство Верхней Баварии. Там пояснили, что на вопросы о рейсе может ответить только Федеральное министерство транспорта. Однако министерство вернуло запрос в Федеральное авиационное управление. Сегодня министерство отрицает, что были допущены ошибки. О нарушениях воздушного пространства Германии гражданскими самолетами, находящимися под контролем России, ничего не известно. Представитель Усманова опроверг информацию британской Guardian о каких- либо правонарушениях.
Официальный представитель ЕС признает: «Применение санкций против бизнес-джетов и вертолетов, зарегистрированных за пределами России и принадлежащих нероссийским компаниям, иногда затруднено из-за непрозрачных структур собственности». Подставные компании и офшорные регистрации часто используются для сокрытия истинного владельца авиатехники.
Одним из таких примеров является самолет Bombardier с регистрационным номером T7-7AA. Самолет зарегистрирован в Сан-Марино и управляется швейцарской компанией. Сообщается, что он принадлежит российскому бизнесмену Альберту Авдоляну. Тем не менее, 2 марта самолет смог вылететь из Ниццы в Стамбул.
Самолет с люксембургской регистрацией, который, по данным Forbes , принадлежит российско-украинскому олигарху Виктору Вексельбергу, также смог покинуть Европу в апреле. Самолет вылетел из Базеля, пересек воздушное пространство ЕС и приземлился в столице Казахстана Нур-Султане.
Вертолет, принадлежащий российскому миллиардеру Александру Занадворову, беспрепятственно летает по Франции. Как минимум восемь полетов вертолета Airbus могут быть подтверждены после закрытия воздушного пространства.
В Лондоне задержан самолет, которым, как утверждается, в прошлом летал "повар Путина" Евгений Пригожин.
Британские власти потратили около четырех недель на изучение предыстории самолета, который официально принадлежит компании, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах. Только после этого самолету разрешили снова взлететь.