При так называемой «голландской болезни» экономики, отрасли, кроме добывающей промышленности, начинают серьезно отставать, а стоимость товаров и услуг в долгосрочной перспективе — стремительно расти. «Голландская болезнь», по мнению министра, может наступить в случае увеличения экспорта на фоне восстановления логистических цепочек.
Дальнейшее укрепление российского рубля может спровоцировать «голландскую болезнь», про которую, по словам главы Министерства финансов, все «совсем забыли». Он отметил, что на данный момент крепкий рубль дают ограничения по импорту, а импорт «должен идти».
Однако пока не выстроены логистические цепочки по новым правилам, российская экономика «может заболеть этой болезнью». Эффект получил название от Гронингенского газового месторождения, которое было открыто в 1959 году в Нидерландах: быстрый рост экспорта газа впоследствии привел к инфляции и безработицы, падению экспорта в других отраслях и сокращению доходов в 1970х годах.
В целом, «голландская болезнь» — ситуация, когда национальная валюта при своем укреплении оказывает негативный эффект на все сферы экономики, кроме промышлено-добывающей. Торможение других отраслей мешает экономическому росту государства в целом.
Во время «голландской болезни» растут цены на природное сырье, а также идет активный прирост иностранной валюты в бюджет страны, что укрепляет национальную валюту. При этом цены на все остальные товары также стремительно растут, а при отсутствии экспорта по другим отраслям, начинается инфляция — обесценивания национальной валюты.