Запад недоволен: Китай и Россия перехватывают инициативу в Афганистане и регионе

Верховный представитель европейской дипломатии Жозеп Боррель практически прямым текстом заявил, что сегодня открывается новая страница стратегического соперничества в Афганистане и регионе в целом.

При этом Боррель откровенно говорит, что Европейский союз ни в коем случае не должен позвонить Китаю и России взять ситуацию в Афганистане в свои руки и стать официальными и признанными спонсорами Кабула. Стоит заметить, что эксперты говорят, что вряд ли Боррель заботиться о судьбе афганцев, делая такие заявления.

Тем не менее, представитель европейской дипломатии не скрывает, что 18 миллионов из 38 миллионного населения Афганистана нуждаются в гуманитарной помощи, а еще четыре миллиона афганцев — внутренние беженцы.

Проблема в том, что 20ти-летний эксперимент американцев и союзников по НАТО с треском провалился. Вместо модернизации Афганистана на манер западных демократических стран, мир столкнулся со «вторым пришествием» в Кабул радикальных исламистов (движения «Талибан», запрещенного на территории Российской Федерации). Стоит отметить, что при «первом пришествии» в 1996-2001 годах, был провозглашён Исламский Эмират Афганистан с средневековыми казнями политических противников и жестокими расправами над мирными жителями, которых подозревали в несоблюдении норм ислама. Кроме того, Афганистан столкнулся с уничтожением буддистских памятников, которых относят к всемирному историческому наследию и фактическому превращению страны в главных плацдарм международного терроризма.

Сегодня никто не может однозначно сказать, каким будет «второе пришествие» исламистского проекта в Афганистан, так как пока талибы не продемонстрировали никакой модернизированной версии движения, однако говорят, что «Талибан» изменился до неузнаваемости.

При всем этом, Евросоюз и США практически потеряли полный контроль, как над Афганистаном, так и над регионом (впрочем, за пределами Афганистана они никогда и не имели особого влияния). А вот у России рядом страны-партнеры по ОДКБ и ЕАЭС, а кроме того — добрососедские отношения с бывшими советскими республиками в Средней Азии. Китай также имеет влияние в регионе, что сложилось историческим образом. Аналитики склонны ко мнению, что Жозеп Боррель больше опасается не за судьбу афганцев, которыми требуется гуманитарная помощь, а за действия России и Китая, которые могут «подмять» под себя влияние в регионе.