Правовая позиция Турции по событиям 1915 года

September 22, 2021 16:20
Правовая позиция Турции по событиям 1915 года

Министерство юстиции Турции ответило на претензии, касающиеся событий 1915 г., опубликовав инфографику, содержащую «ложь и факты в юридическом плане по этому вопросу».

Ранее, в субботу, 24 апреля президент США Джо Байден назвал события 1915 г. «геноцидом», нарушив давнюю традицию американских президентов воздерживаться от использования этого термина по отношению к событиям 1915 года в Османской империи.

Отвечая на ряд вопросов, инфографика, опубликованная турецкими властями, начала с определения понятия «геноцида», заявив, что это вид преступления против международного сообщества, определение и рамки которого установлены нормами права. Власти Турции напомнили, что это преступление впервые было определено на международном уровне Конвенцией ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Подчеркнув, что Турция является участником конвенции с 1950 года, они заявили, что государства также регулируют преступление геноцида в своих внутренних законах в соответствии с конвенцией, участниками которой являются 149 государств.

Что касается преступления в законодательстве Турции, то инфографика гласила: «Уголовный кодекс Турции под номером 5237, который вступил в силу 1 июня 2005 года, регулирует преступление геноцида в статье 76 и преступления против человечности в статье 77 в рамках, изложенных в международных документах». В нем говорилось, что срок давности не будет применяться к преступлениям, совершенным после 1 июня 2005 г.

«Преступление должно быть совершено с конкретным намерением», говорилось в нем, определяя положения преступления, и добавлялось, что должен быть акт частичного или полного уничтожения какой-либо расовой, национальной, этнической, или религиозной группы только из-за их характера. «С этим мотивом акты разрушения, такие как убийство и нанесение увечий, направленные против определенной группы, вызывают преступление геноцида», говорится в заявлении.

Отвечая на вопрос о том, кто считает акт геноцидом, они заявили, что, несомненно, геноцид представляет интерес для различных дисциплин, таких как политика, социология и история. «Однако для того, чтобы деяние юридически представляло собой преступление геноцида, либо юрисдикция страны, где предположительно имели место акты, либо международный судебный механизм (международные уголовные суды или Международный суд), обладающий юрисдикцией, должны принять решение по этому вопросу», говорится в заявлении со ссылкой на статью 6 Конвенции ООН 1948 года. При этом обвиняемый должен быть жив, чтобы было начато судебное преследование.

Преступления геноцида в мировой истории

Отвечая на вопрос о том, существуют ли в мировой истории судебные решения, признанные геноцидом, Минюст Турции подчеркнул, что в 1945 году Нюрнбергский суд рассматривал военные преступления Германии и совершенные ею преступления против человечности. Он напомнил, что суд, который технически не занимался геноцидом, был учрежден с международным статусом.

«С 1954 года Германия начала преследовать виновных в Холокосте в соответствии с принятыми ею законами», говорится в сообщении турецкого Минюста. При этом страна отменила срок давности в 1965 году, открыв путь для применения законов к прошлым событиям.

«На международном уровне в 1993 году был учрежден Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, а в 1994 году - Международный уголовный суд по Руанде, где рассматривались преступления против человечности и был установлен факт геноцида», напомнили представители турецких властей.

«Приговор по Руанде 1998 года является первым приговором международного суда о геноциде в мировой истории», подчеркнули власти Турции в своем заявлении, добавляя, что в 2007 году Международный суд признал, что геноцид имел место в Боснии. «Таким образом, существует правовая основа для того, чтобы назвать события в Германии, Боснии и Руанде геноцидом», подчеркивается в заявлении.

На вопрос о том, существует ли санкционированное судебное решение, описывающее события 1915 г. как «геноцид», Минюст Турции ответил, что судебного решения по этому вопросу нет, и это невозможно принципиально и формально. «Не может быть и речи о том, чтобы судебный механизм принимал меры против рамок, изложенных в Конвенции ООН и решениях Международного суда», подчеркивается в заявлении.

Имеет ли Европейский суд по правам человека полномочия оценивать события 1915 г.?

В своих решениях по делам «Perincek против Швейцарии» и «Mercan и другие против Швеццарии» ЕСПЧ заявил, что он не имеет полномочий принимать обязательные решения, противоречащие Международному уголовному суду или

Международному Суду в контексте Конвенции о геноциде в отношении событий, пережитых армянами во время Османской империи в 1915 г., а также по вопросу о том, и может ли депортация считаться «геноцидом» в международном праве.
«Поэтому любые претензии, основанные на событиях 1915 г., не могут быть выдвинуты в ЕСПЧ», заявили в турецком Минюсте.

Отвечая на вопрос о том, можно ли привлекать к ответственности за непризнание событий 1915 года геноцидом, Минюст Турции сослался на вышеупомянутые судебные процессы ЕСПЧ и подчеркнул: «в этих случаях швейцарское законодательство, которое считает преступлением отрицание утверждений о геноциде армян, получило решение о нарушении от ЕСПЧ».

По словам представителей турецкого Минюста, этот вопрос был оценен в рамках свободы выражения мнений. На вопрос о том, есть ли какая-либо правовая основа для замечаний президента США Байдена, они ответили: «Учитывая Конвенцию о геноциде, участником которой также является наша страна, и судебную практику Международного суда, интерпретирующую это соглашение, заявления президента США не имеют юридической основы».

Турецкий Минюст подчеркнул, что государства также имеют право не быть запятнанными, как и отдельные лица: «необоснованные претензии, выдвигаемые исключительно по политическим мотивам, не означают ничего, кроме стремления очернить славную историю нации, которая веками жила в условиях справедливости и закона».

Политическая позиция Турции по событиям 1915 года

Позиция Турции в отношении событий 1915 года заключается в том, что гибель армян в восточной Анатолии произошла из-за того, что некоторые из них поддержали вторгшиеся русские войска и восстали против османских властей. Последующее переселение армян привело к многочисленным жертвам.

Турция возражает против представления этих инцидентов как «геноцида», описывая их как трагедию, в которой обе стороны понесли жертвы. В 2014 году Реджеп Тайип Эрдоган, в то время еще премьер-министр, а ныне президент, выразил соболезнования потомкам армян, погибших в событиях 1915 года.