Есть в Нидерландах, в городе Бреда очень интересная достопримечательность -музей Begijnhof . Бегинаж по простому. Здание чем -то похоже на монастырь, значит это связано с каким -то религиозным течением. Так, да не совсем так.
Бегинаж- это своего рода община незамужних, либо потерявших мужа женщин, которые хотели жить праведной жизнью, но не посвящая жизнь Богу. Членов общества называли - бегинки.
Движение начало распространяться по Европе в 13 веке. Первые бегинки появились в г. Бреда в 1240 году. О том, как появились бегинки, есть две теории. Согласно первой, общину основал из сочувствия к женщинам, которых не берут в монастырь, католический пресвитер де Бегг из города Люттиха . Вторая, что общину создали жёны рыцарей, погибших в Крестовых походах, не желающие создавать новые семьи.
Происхождения названия бегинок до сих пор не известно. Одни связывают его с де Беггом, другие — с орденом бегардов, т.е. «просящих милостыню», третьи — со словами begaan (вступать куда-либо) или begijnen (сбегать откуда-то), четвёртые — с тем, что изначально бегинки носили бежевые (beige) одежды.
Монашки без монастыря
Община бегинок во многом копировала женские монастыри: бегинки ходили в единой форме, напоминавшей монашеские одежды, каждый день вместе молились, всеми деньгами и прочим имуществом владели совместно, подчинялись настоятельнице, ухаживали бесплатно за больными горожанами и путниками, просили подаяние и, главное, давали обет целомудрия. Тем не менее, все они были мирянками. Зачем же так усложнять себе жизнь?
Традиционно ответ ищут во вступительном «взносе», который требовали монастыри: он был якобы для всех высокий. Однако это объяснение не объясняет ничего. Если бы в монастыри можно было попасть только за большие деньги (или нечто, что их стоит), никто никогда не слышал бы о крестьянках, принявших монашеский постриг — а они существовали.
Если бы в бегинки шли только от бедности, там нельзя было бы обнаружить дочерей знатных богатых семейств — а их там хватало. Но самое удивительное — почему женщины продолжали вступать в бегинки даже в годы гонений, зная об опасности нападений вплоть до убийств?
Надо понимать, для чего европейские женщины вообще уходили в монахини, помимо, конечно, горячей веры и не менее горячего отвращения ко греху (особенно похоти). Во-первых, это была одна из немногих возможностей сделать карьеру (кроме монастыря, ещё существовала придворная служба фрейлиной, но для очень узкого круга дам).
Да, некоторым женщинам прошлого тоже хотелось увидеть в жизни нечто большее, чем тяжёлый ежедневный труд по дому, возня с детьми и поход на рынок. В монастырях учили читать, писать, петь, порой — вышивке или живописи; каждая монашка могла дорасти до настоятельницы или заняться необычным для мирской женщины интересным делом.