Единственный теракт в СССР, который так и не раскрыли. 50 лет с момента взрыва Ту-104, летевшего в Крым

Взрыв пассажирского самолета, летевшего в Симферополь из Москвы, расследовали два года - но зацепок так и не нашли. Рассказываем, что известно об инциденте.

10 октября 1971 года самолет Ту-104 примерно через 20 секунд после взлета потерпел крушение. Погибли 25 человек, из которых 18 пассажиров и 7 членов экипажа. Самолет следовал по маршруту Москва - Симферополь.

Около 20.16 пилот сообщил о взлете, но потом связь оборвалась. Восстановить ее не смогли. Спустя примерно 40 минут обломки воздушного судна нашли в поле в 10 км от аэропорта.

Ту-104 специалисты не считают надежным самолетом. Он был переконструирован из бомбардировщика и являлся первым советским реактивным самолетом. Конкретно этот был рассчитан на 100 пассажирских мест, но переделан - на 115. Но пассажиров было немного, так как туристический сезон тогда закончился, а рейс был поздним. Однако все специалисты в один голос заявляют, что развалиться этот самолет в воздухе не мог. Картина же произошедшего говорила именно об этом - что он завалился на правое крыло после потери управления и рухнул на землю. Пилоты даже не попытались устроить аварийную посадку.

Экспертиза обнаружила следы тротила на обшивке обломков.

Тогда следователи предположили, что бомба - мощностью примерно  400 - 800 граммов тротила - могла попасть на борт либо с почтой, либо с багажом. Первый вариант был просто фантастикой. Второй был более реалистичным, тем более что дальнейшая экспертиза показала: бомба была не в багаже, а в салоне.

Дело в том, что в 1970-ые годы меры безопасности и досмотр пассажиров были не такими тщательными. При нужной ловкости и смекалке можно было попасть на борт. Также стоит отметить, что самолет летел из столицы, и распространена была практика передавать посылки. Можно было попросить кого-то из пассажиров или борт-проводников передать сумку родственнику в аэропорте по прилету. В стране был дефицит, а в столице можно было купить практически все.

Тщательная проверка списка пассажиров ничего не дала - там не было подозрительных личностей. Вместе с тем, установить, передавал ли кто-то что-то на борт, оказалось невозможным - тогда не было камер наблюдения.

Версия с угоном может рассматриваться только в одном контексте - если угонщик хотел захватить самолет, но его взрывное устройство сработало случайно. За 20 секунд полета он не успел бы даже выдвинуть требования. Тем более их угонщики выдвигают при пересечении границы другого государства, и тогда требуют сменить курс.

На борт, конечно, мог проникнуть посторонний - из-за нестрогого посадочного контроля. Но если это и так, то он был социопатом-одиночкой. Да и, напомним, в списках следватели подозрительных людей не нашли.

Спустя два года попыток расследовать этот инцидент следователям так и не удалось найти зацепок. Дело было закрыто.