В чем преимущества плавучей АЭС, факты о проекте Росатома

October 14, 2021 09:00
В чем преимущества плавучей АЭС, факты о проекте Росатома

Росатом решил удивить мир своей новой разработкой, которую строили целых 12 лет, называется она - «плавучая АЭС». Здесь ядерные реакторы, установлены на борту большого корабля.

Уже появилось огромное количество противников этого проекта и опасения не безосновательны. Да, вы можете сказать, что корабли с ядерными реакторами на борту уже есть, например, атомные ледоколы и атомные подводные лодки, но я сразу хочу заметить, что речь идет не об автономном корабле, с маленьким ядерным реактором на борту, а о полноценной атомной станции большой мощности, которая способна питать электричеством целый город!

Корабль размером с 12 этажный дом, длиной 144 м. Его можно сравнить с небольшим городом. Одноместные каюты для персонала – это небольшие квартиры. Строился этот корабль не где-нибудь, а в самом центре Санкт-Петербурга на Балтийском заводе. Самое интересное, что, когда поднялась шумиха вокруг этого корабля, после пожара, который там возник, оказалось, что больше 80% жителей северной столицы даже не знали о том, что у них под носом возводится плавучая атомная станция. После постройки эту станцию отбуксировали в город Мурманск, для загрузки. Сейчас плавучий Атом находится на своём месте, а именно в городе Певек.

Изначально идея создать плавучую АЭС была довольно позитивна и проектировалась, для того чтобы обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Дело в том, что на Чукотке, в городе Билибино, уже есть атомная станция, но её хотят вывести из работы из-за старого срока эксплуатации, простыми словами, она очень старая и вот-вот развалится. Но вместо того чтобы её отремонтировать или построить новую АЭС наши доблестные атомщики решили, что построить плавучую АЭС будет дешевле, чем строить новую на земле. Правда сэкономить не получилось, так как эта плавучая АЭС обошлась очень дорого, и на Чукотке поставили это чудо не для питания городов, а скорее для других целей, об этом мы поговорим чуть позже. Россия создала первую и единственную плавучую АЭС, но эта идея не новая. На самом деле плавучую АЭС придумали американцы в 1961 году. Однако в 1967 станция была выведена из эксплуатации из соображений безопасности. Тем временем, плавучими атомными электростанциями заинтересовались СССР, потом Союз развалился, но идею создания плавучих атомных станций не забыли. Экологи уже назвали Академика Ломоносова «бомбой замедленного действия» и «плавучим Чернобылем».

Они не очень приветствуют подобную идею. Они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки, является опасным. Обратное, что опасности никакой нет, атомные суда находятся на плаву и никаких катастроф не происходит. Многие могут сказать, что вот несколько атомных аварий на кораблях и подлодках вот последняя! В бухте Чажма при перегрузке топлива в реактор атомной подводной лодки, произошла радиационная авария несколько человек погибли, а более 300 были обречены на долгую и мучительную смерть. Шлейф загрязнения был больше 5 км, а радиационное загрязнение обнаружилось в радиусе 30 км, на заводе в Горьком.

18 января 1970 года при загрузке свежего ядерного топлива в реакторе атомной подводной лодки k320, произошла авария с загрязнением цеха и сбросом радиоактивной воды в Волгу, а также гибелью 12 монтажников, больше 30 человек были облучены выше допустимого. С реакторными установками, в этот список вошло больше 100 аварий, поэтому говорить о том, что это безопасно не у всех язык повернётся.

Ещё одна претензия «зелёных» в том, что «плавучая станция на которой находится большое количество урана может стать бомбой в руках террористов», как пишет испанское издание, «для охраны Академика Ломоносова потребуется целый военный флот, да и вообще с плавучей АЭС может случиться что угодно, это же просто огромный корабль, который может утонуть или перевернуться, и полноценная атомная станция, большой мощности, с огромным запасом ядерных материалов на борту, которые если попадут в воду, то зона отчуждения будет на 1000 км. К тому же плавучая станция будет располагаться очень близко от населённых пунктов, аварии с выходом радиоактивности за пределы судна с высокой степенью вероятности могут произойти, когда угодно.

Кстати на атомных подлодках действует принцип, командир обязан пожертвовать экипажем, но не подвергать радиационному заражению местность. Если такое случилось, инструкция требует от командира немедленно уходить в море и там бороться за живучесть. На плавучих станциях таких возможностей не предусмотрено. Ведь они стоят на «мертвом» якоре. Против проекта выступал огромное количество людей, в том числе «Красный крест», академики и учёные, вот что говорил о плавучей атомной станции бывший замминистра по атомной энергетике России:

«Они никому не нужны. Это бесполезная вещь и очень опасная. Это просто безумие».

 Экспериментальное судно не было упомянуто в списке объектов постоянного надзора, проверка Мурманского «Атомфлота» не контролируется «Ростехнадзором!». Но тут возникает новая проблема: плавучая станция — это объект «Росэнергоатома», строящего обычные АЭС в России. А «Ростехнадзор» ещё не работал с такими агрегатами, а поэтому, ещё непонятно, кто будет отвечать за безопасность этого проекта.

К тому же, в стоимость строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет через 40 лет вывозить, вопрос, кто этим будет заниматься через 40 лет? Вот мы переходим к вопросу, зачем вообще Чукотке дорогущая, плавучая АЭС. Еще в 2007 году, когда только началось строительство атомной баржи, инженер атомщик Александр Журавлёв начал критиковать проект плавучей АЭС. инженер нашёл серьёзное нарушение в проектировке плавучей АЭС. Ему в начале угрожали, а потом уволили из государственной корпорации «Росатом». За помощью Журавлёв пришёл к журналистам, и после публикации материалов СМИ, инженер Журавлёв был восстановлен на работе, а в проект плавучей атомной электростанции внесены изменения.

Недавно инженер Журавлёв снова обратился к журналистам и рассказал много шокирующих деталей, например то, что «Росатом» строит плавучую атомную станцию, как вы уже знаете, больше 12 лет за это время стоимость постоянно менялась. Сегодня цена атомной больше чем 30 или 40 млрд, как продолжает утверждать корпорация «Росатом». А уже больше 100 млрд руб., вместо изначально заложенных 10. Именно в такую сумму вылилось многолетнее затяжное строительство, со сменой подрядчиков, это просто разорение России. За такую сумму эта плавучая АЭС не может быть выгодна «Росатому», который говорит, что плавучая АЭС на Чукотке якобы должна заменить дряхлую Билибнскую АЭС.

Вот один из самых серьезных ошибок «Росатома». Известный физик-ядерщик интересуется, если плавучая атомная станция собирается стоять на «мертвом» якоре в Певеке, то как она может заменить АЭС Билибино. Как это возможно, чисто технически, расстояние от Певека до Билибино 240 км. Так что плавучая АЭС и как не может заменить Билибинскую. А ЛЭП строить никто не собирается, потому что это очень дорого.

Ситуация ещё тревожное, потому, что мощный ядерный реактор, в таком малонаселенном регионе, явно будет работать в режиме пониженной мощности, это очень опасный режим работы для ядерного объекта. Есть огромный ещё одна причина, почему плавучая АЭС не может заменить существующую на Чукотке. Этой причиной послужило то, что плавучая АЭС, раз в 10 лет должна будет покинуть Чукотку, для выгрузки отработавшего ядерного топлива. И становится непонятным, чем её будут заменять на это время.

Возможно, проектировали эту АЭС для военных, потому что только военным плевать на экономический и их функциональный состав агрегата. Главное, чтобы станция работала и обеспечивала то, что нужно, несмотря на победные отчёты и радостные телерепортажи про новую эпоху в развитии науки и техники, как «Академик Ломоносов» кардинально изменит жизнь людей к лучшему. В это не очень-то верится, то есть жизнь-то людей, конечно, улучшится, но вот про большую выгоду агитаторы точно врут. Слабое место этого судна — это швартовка, прокладка коммуникаций, необходимость отплытия судна каждые 10 лет, а если будет нужно то, отключать и буксировать за семь морей, на завод для ремонта.

Прогресс России и состоит в том, что раньше миллиарды закапывали в землю, а сейчас делают из денег кораблики и пускают плыть по мор. Экологи вообще уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения в отдалённых регионах, для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. Возможно это и есть разгадка, при этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и хранение отработавшего ядерного топлива будет брать на себя также Россия.