Льняницы - день, когда, по мнению наших предков, природа готовится к зимнему сну. Он получил свое название из-за того, что в этот день все девушки и женщины занимались подготовкой льна к началу прядения, а это было основным занятием на длинные осенние и зимние вечера.
Мужчины же в этот день тоже занимались работой и утеплением изб, потому что нужно было закончить все дела до Ефима Осеннего. Поэтому приходилось торопиться. Вечерами молодежь собиралась после работ на посиделки. Там можно было присмотреть себе невесту. Выбирали не умных и красивых, а самых работящих, так как семьи были большими, и их нужно было накормить.
28 октября вода считалась опасной. Ее старались не набирать в источниках, стирка была запрещена. Издревле эту стихию связывали с тайной силой и считали переходом в мир иной.
Также на Льняницы старались не смотреть на небо. Крестьяне считали, что любая падающая звезда или комета - предзнаменование беды. Небо считалось не только отражающим землю, но и покровом, скрывающим живущих на небесах богов от человеческого взора.
На самом деле смотреть на небо в этот день было некогда - для подготовки к зиме нужно было выполнить много работы. С осени скудные продовольственные запасы начинали экономить. Нужно было запастись дровами, сделать валенок, убрать последние ульи. Все промедления могли стоить семье тяжелой зимовки. Считалось, что лень может принести несчастья семье - и это было вполне объяснимо.
Также наши предки, обладавшие магическим мышлением, считали осень и зиму временем, когда в дома и на подворья приходит всякая нечисть. На самом деле с приходом христианства древние языческие идолы были утоплены в Днепре, а на замену им пришли их злые двойники. Например, доказано, что в пантеон князя Владимира входила богиня Макошь, которую считали покровительницей женщин. Однако со временем ее заменила кикимора. Считали, что если осенью в доме горшок разобьется или что-то упадет со стола, это кикимора проказничает.
Так проходила подготовка к зиме. 28 октября, на Льняницы, крестьяне старались успеть доделать все свои дела, чтобы не навлечь беду на семью.