В истории немало случаев, когда Сталин репрессировал человека и больше тот не возвращался, а если и возвращался, то на нем стояло клеймо. Однако есть и одно исключение из правил вождя народов, когда он лично извинился за репрессии перед человеком.
А человеком этим был Лев Зильбер, которого активно пытали в Комитете Государственной Безопасности. Стоит отметить, что он был не «человеком с улице», а известным вирусологом. Кстати, его брат Каверин пользовался большим успехом, однако это не спасло ученого.
Лев Зильбер попал в лагерь, но следовал своему признанию и работал даже в заключении, несмотря на то, что его постоянно пытались сломать. Важно понимать, что для органов КГБ и НКВД были абсолютно неважны былые заслуги, поэтому в застенках пытали даже экс-военных в высоких чинах. Но Лев Зильбер оказался одним из немногих, кто сохранил верность делу жизни.
В лагеря он попал потому, что в 1930 годах работал с чумой. Попал он в Армянскую ССР, где эта болезнь бушевала, а НКВД параллельно пустили слухи, что именно он привез ее с собой. История, кстати, повторилась с энцефалитом, но врач только изучал вирус, а не разрабатывал его. Признания не удалось выбить даже под пытками.
Лев Зильбер попал под пересмотр дело по чистой случайности, когда вылечил жену начальника лагеря, которая буквально была на пороге смерти. После Лев Зильбер справился с опасными преждевременными родами и его перевели на постоянную работу в лазарет, где ему удалось найти средство от пеллагры — непонятного вида витаминоза, который сильно косил людей.
В 1939 году Лев Зильбер попал на свободу, но от него не отстали, а взяли «под колпак» и, уже через год ученый попал в специальное учреждение на разработку дешевого спирта. Там он придумал революционную гипотезу относительно лечения рака. Когда вести об его гениальности распространились и дошли до самого Николая Бурденко, он и его коллеги подали прошение об освобождении Льва Зильбера, которое произошло только в 1944 году.
Под конец Великой Отечественной войны Лев Зильбер не только получил обратно членство Академии медицинских наук, но и перед вирусологом извинился сам Иосиф Сталин за бесчинство и несправедливость. Несмотря на то, что Лев Зильбер так и не научился доверять правительству, он стал единственным человеком в СССР, перед которым извинился вождь народов.