В связи с экономическим спадом вызванным пандемией коронавируса и санкциями, многие страны попали в кредитные сети более мощных государств. При этом о китайских государственных кредитах есть мало положительной информации, но именно Китай – основной кредитор менее развитых стран.
При этом, если некоторые страны завязаны на больших проектах, например, Малайзия, в которой заинтересован Китай с проектом «Один пояс – один путь», то другие практически ничего не связывает, кроме кредитных обязательств. Сначала в кредитную кабалу попала Киргизия, затем Беларусь, а теперь и Черногория.
Одним из самых значимых проектов между Китаем и Черногорией считается соглашение 2014 года, по которому КНР выделяет 85% (примерно 1 миллиард долларов США) финансирование на строительство дороги Бар-Боляре. Для Черногории этот проект стал довольно сложным с технической точки зрения, а кроме того – самым дорогим. Километр дороги обходился примерно в 20 миллионов евро. При этом некоторые пункты соглашения показывают, что автомобильная дорога нежизнеспособна или, другими словами, не будет приносить прибыль даже в далекой перспективе.
При этом, несмотря на обрушившеюся сферу туризма из-за «пандемийного года», а также долговые обязательства, проект не закрыли, ведь деньги Китаю нужно возвращать, хоть и по чуть-чуть, а кроме автомобильной дороги других доходов на погашения кредита у Черногории нет.
В итоге Черногория сейчас примерно в той же ситуации, что и пару лет назад Киргизия. Для погашения долга стране придется отдавать свою инфраструктуру. При этом Черногория отдаст работающую инфраструктуру взаимен еще нереализованного проекта автомобильной дороги.
Стоит отметить, что Европейский союз в целом не против прийти на помощь Черногории, но прямо это сделать не может. Кроме того, проценты по китайскому кредиту говорят по политической завязке на всей этой истории. Получается очень интересная картинка: попытки найти новые кредитные источники для Черногории все равно приводят в Китай.