Весной 1988 года была приведена в исполнение смертная казнь в отношении экс-генерала ГРУ Дмитрия Полякова. Интересно, что до сих пор демократические страны говорят о том, что таких, как Поляков или Власов необходимо реабилитировать, так как они выступали не против страны, а против режима. Тем не менее, закон есть закон.
Практически сразу после казни Полякова в СССР прибыл президент США Рональд Рейган, который сначала заявил, что больше не считает союз «империей зла», а потом добавил – готов обменять Дмитрия Полякова на любого другого советского разведчика и даже не одного, а сразу нескольких. Рейган не знал, что Полякова уже казнили.
Стоит отметить, что в истории советской разведки случай Полякова был одним из самых вопиющих: заслуженный разведчик, фронтовик, хороший человек. Поляков закончил войну в звании майора, был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды.
Есть версия о том, что во время командировки заболел новорожденный сын Полякова, тогда американцы и предложили свою помощь взамен на услуги, а генерал согласился. Однако сам офицер никогда этого не упоминал. Более того, его командировка прошла настолько успешно, что ни у кого не возникло сомнений – необходимо и дальне отправлять Полякова за границу.
ЦРУ снабжало тогда еще полковника новейшей аппаратурой, а он поставлял в Вашингтон списки советской агентуры, военные программы и многие другие секретные данные. Даже после выхода в отставку в 1980 году, он продолжал работу в ГРУ в качестве гражданского наемного и поставлял врагу необходимые документы, так как сохранил доступ к важнейшей информации.
Только в июле 1986 года, когда советская разведка получила неопровержимые доказательства вины Дмитрия Полякова, его взяли под стражу, причем к операции готовились заранее: при поимке быстро разделе, переодели, чтобы исключить наличие яда при себе и отвезли в СИЗО «Лефортово».
Генерал Поляков не сопротивлялся и практически сразу начал сотрудничество со следствием. Он отмечал, что понимал о совершении роковой ошибки, начав работать на ЦРУ, однако обратного пути уже не было. За время работы на Вашингтон, Дмитрий Поляков выдал 19 советских разведчиков-нелегалов и более 150 агентов из числа иностранных граждан, а также раскрыл принадлежность к ГРУ и КГБ около 1500 офицеров разведки.