Один из самых популярных видов досуга - просмотр кино и сериалов различных жанров. Человек или группа людей собираются перед экранами своих телевизоров, чтобы прожить яркую жизнь какого-нибудь рыцаря, гангстера или же обычного рабочего, изнемогающего от безответной любви.
Особенно это вошло в привычку в наши времена самоизоляции, когда коварная эпидемия заперла многих людей в четырех стенах. Предоставленные самим себе, большинство предпочитает коротать время за различным развлекательным медиа.
Человек начинает поглощать сериал за сериалом, в погоне за своим эмоциональным насыщением. Уверен, я не один заметил закономерность в том, что большинство кино и сериалов присваивают жанр "мелодрама".
В порыве любопытства, я прошерстил множество источников и с уверенностью могу сказать, что многие люди, даже крутящиеся в киношной сфере, понимают этот жанр не совсем правильно. Тут надо обратиться к истории. Истории театра.
В театрах европейских стран, до Французской революции, царил сплошной классицизм. Существовало четкое двойственное деление: "высокая трагедия" и "низкая комедия".
В ту пору зрителю больше читали морали, чем показывали сюжет. Ему говорили как он должен жить и любить страну, чтобы прийти к исходу комедии и не пасть к состоянию трагического персонажа.
После же революции, сначала во французский театр, а потом и во все европейские, хлынул, как бы мы его сейчас назвали, "массовый зритель". Ему было скучно наблюдать эти нравоучения. Театры, чтобы выжить, должны были приспособиться к новым временам.
Так появились жанры водевиль и мелодрама. Если водевиль был наследником классической комедии, то вот мелодрама близилась к трагедии. Их основным отличием от классики было почти полное отсутствие как такового нравоучения и лучшей подачи сюжета.
Из классического театра мелодрама перебежала и в современное кино, а особенно сериалы. Вот только случилось некоторое недопонимание: массовый зритель почему-то решил, что мелодрамой будет являться любой фильм о любви.
Это далеко не так и мы должны отличать современную мелодраму от какой-нибудь психологической картины, завязанной на отношениях, чтобы наконец дать этому жанру достойно уйти на покой.
Давайте же разберем современные каноны мелодрамы. Первое и самое важное тут - до абсурда "театральная" игра актеров, они должны неимоверно переигрывать.
В исконной мелодраме мы не видим каких-либо полутонов. Существуют однозначно положительные и отрицательные герои. В сюжете используются максимально похожие друг на друга сюжетные приемы, которые призваны довести зрителя до бурных эмоций.
Впрочем, заядлый киношник настолько насытился постоянными смертями и комами персонажей или же внезапными сюжетными поворотами, по типу того, что главные герои оказались родственниками, что у него это не вызывает никаких эмоций, кроме разочарования. Ну, и конец, конечно же, всегда должен заканчиваться вымученным хэппи эндом.
Именно из-за этого мы не можем назвать какой-нибудь "Титаник" или "Август" мелодрамой. Яркими современными представителями этого архаичного жанра являются старые бразильские, мексиканские и аргентинские сериалы, а так же новое российское "мыло", которое пачками клепают из года в год.
Я не берусь судить, сколько ещё проживёт истинная мелодрама на наших экранах и уйдёт ли она вообще, однако этот жанр явно нуждается в небольшой реставрации и переосмыслении.