Последняя авария Boeing предоставила Китаю неожиданную возможность завоевать господство в небе

C919, узкофюзеляжный двухмоторный самолет, который призван стать конкурентом таким моделям, как 737 Max и Airbus A320, совершил свой первый полет в июне прошлого года.

Более 170 пассажирских самолетов Boeing были приземлены после того, как в самолете во время полета открылась дыра размером с холодильник.

Телефоны, журналы и даже детская рубашка со спины вылетели через дыру в самолете во время рейса авиакомпании Alaska Airlines из Орегона в Калифорнию в пятницу, что вызвало опасения по поводу самолета Boeing 737 Max 9, используемого коммерческими авиакомпаниями по всему миру.

Федеральное авиационное управление США (FAA) приостановило работу 171 самолета, эксплуатируемого в США, на время проведения проверок безопасности.

Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) потребовало, чтобы все самолеты опасной модели проходили проверку перед входом в воздушное пространство Великобритании.

Остановка сотен самолетов, которые в основном используются для внутренних рейсов Америки, может привести к задержкам из-за сбоев в перелетах в ближайшие дни.

Пассажиры сказали, что их телефоны и другие незакрепленные предметы были вырваны у них из рук, поскольку в салоне произошла “взрывная” разгерметизация, и они были вынуждены вернуться в Портленд для экстренной посадки.

У одного малыша, сидевшего рядом с пробоиной, стянуло рубашку со спины.

В сигнале бедствия, поступающем в службу управления воздушным движением, было слышно, как женщина говорит: “У нас чрезвычайная ситуация. У нас разгерметизация, нам действительно нужно возвращаться”.

Пилоты совершили аварийную посадку через 35 минут после взлета и примерно через 15 минут после отделения секции самолета.

О серьезных ранениях среди 171 пассажира и шести членов экипажа не сообщалось. Одна стюардесса получила незначительные травмы.

Авиакомпания Alaska Airlines приостановила посадку всех 65 своих самолетов Boeing 737 Max 9 для проведения испытаний, чтобы гарантировать, что авария не повторится ни на одной из других служб компании.

Max – новейшая версия Boeing 737 - двухмоторного узкофюзеляжного самолета, часто используемого на внутренних рейсах США. Самолет поступил в эксплуатацию в мае 2017 года.

Модель была описана как “наиболее тщательно изученный транспортный самолет в истории” после ряда проблем с безопасностью полетов и расследований.

Как сообщают специалисты, описанное происшествие было бы более серьезным, если бы произошло на крейсерской высоте, 

Хотя чудом обошлось без жертв, инцидент грозит перерасти в еще один дорогостоящий кризис для Boeing, поскольку возникают новые вопросы о безопасности и надежности самолета 737 Max.

Модель лишь недавно вернулась в эксплуатацию после 20-месячного перерыва после ее участия в двух смертельных авариях в 2019 году, в результате которых погибли почти 400 человек в Индонезии и Эфиопии.

В результате катастрофы Boeing столкнулась с крупнейшим кризисом с момента своего основания более века назад.

Компания стремилась восстановить свою репутацию и пережить финансовый шторм – на 737-й приходилось примерно треть годового оборота компании в 100 миллиардов долларов в то время.

Исполнительный директор компании Дэйв Кэлхун сейчас отчаянно пытается успокоить шторм, который за один день обесценил рыночную стоимость акций аэрокосмического гиганта почти на 14 миллиардов долларов.

Тем не менее, даже если он сможет стабилизировать ситуацию в краткосрочной перспективе, на горизонте маячит другая угроза.

Последняя авария Boeing, возможно, предоставила коммунистической партии Китая неожиданную возможность завоевать господство в небе.

Более десяти лет государственный авиастроительный концерн Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) работает над программой создания реактивных самолетов, которая позволит ему конкурировать с Boeing и Airbus на международной арене.

Могут ли последние проблемы Boeing позволить шаткому плану Пекина, наконец, осуществиться?

C919, узкофюзеляжный двухмоторный самолет, который призван стать конкурентом таким моделям, как 737 Max и Airbus A320, совершил свой первый полет в июне прошлого года с большой помпой – по крайней мере, на родине.

Государственный совет Китая назвал это “огромным прорывом ... важной вехой на авиационном рынке Китая”.

Президент Си Цзиньпин заявил, что самолет “несет волю государства, мечту нации и надежду народа”, сообщает официальное информационное агентство Синьхуа.

Он также сказал, что Китай не будет считаться “настоящей державой”, пока не разработает свой собственный авиалайнер.

Но, несмотря на то, что режим вложил в проект десятки миллиардов долларов, а также на обширное сотрудничество с западными аэрокосмическими компаниями, заказы на самолет C919 пока не оправдали ожиданий Пекина.

За пределами Китая C919 изначально был встречен с крайним скептицизмом, порой граничащим с насмешками.

Эксперты указали на огромные трудности при создании коммерческого самолета с нуля. Они высмеяли саму идею о том, что Comac когда-либо получит одобрение на C919 от регулирующих органов Европы или США.

Это означает, что компании будет сложно стать чем-то большим, чем местным поставщиком, или, в лучшем случае, второстепенным игроком.

В маловероятном случае, если ему будет дан зеленый свет, идея о том, что авиакомпании за пределами страны рассмотрят возможность покупки самолетов, собранных в Китае, не говоря уже о том, что им удастся убедить своих клиентов сесть на один из них, казалась еще более надуманной.

Китай обвинили в отсутствии технических знаний. Некоторые задавались вопросом, была ли технология, примененная в C919, под угрозой устаревания еще до того, как самолет поднялся в воздух, из-за длительных задержек с выводом ее на рынок.

Огромные суммы денег, необходимые для того, чтобы поднять его в воздух, также рассматривались как непреодолимое препятствие.

“C919 никогда не сможет стать успешной коммерческой инициативой”, - говорит Скотт Кеннеди из Центра стратегических и международных исследований.

Базирующийся в Вашингтоне аналитический центр потратил несколько лет на тщательное изучение программы и пришел к выводу, что Comac была “второстепенной аэрокосмической лигой.

"Comac ... не находится в одной лиге с ведущими мировыми производителями коммерческих самолетов”, - говорится в сообщении.

Может ли последняя авария Boeing улучшить состояние C919 и прояснить планы Пекина по взлету?

В некоторых кругах мнение уже менялось до того, как рейс 1282 авиакомпании Alaska Airlines из международного аэропорта Портленда, штат Орегон, был вынужден совершить аварийную посадку.

До недавнего времени Шукор Юсоф из Endau Analytics, сингапурской авиационной консалтинговой компании, был одним из сомневающихся.

Он подумал, что немногие авиакомпании за пределами материкового Китая смогут преодолеть позорное клеймо, связанное с покупкой коммерческого самолета, собранного в стране.

Неспособность Comac должным образом выделить свои самолеты и время, которое, вероятно, потребуется зарубежным регуляторам для их сертификации, отпугнут покупателей, полагал он.

Однако производство C919 сошло с конвейера, а портфель заказов Comac неуклонно растет, в том числе за пределами Китая.

Шукор Юсоф из Endau Analytics:

Я по-прежнему считаю, что ярлык "Сделано в Китае" несет в себе некоторую стигматизацию, но она становится все менее заметной – многие небольшие авиакомпании по всему миру, особенно в Юго-Восточной Азии, заявили, что они более чем готовы испытать этот самолет.

Заказы, подобные поданным one China Eastern на 100 самолетов C919 стоимостью 10 миллиардов долларов, считаются само собой разумеющимися из-за давления со стороны Пекина с требованием поддержать национальное дело.

Но в декабре Comac получила свою первую зарубежную закупку. Брунейская GallopAir договорилась о сделке на 2 миллиарда долларов на покупку 30 самолетов, в том числе 15 C919. Также есть интерес со стороны Индонезии и Tibet Air.

Юсоф ожидает, что другие страны Азии, Африки и, возможно, Восточной Европы последуют его примеру, поскольку игнорировать бизнес-соображения становится все труднее.

Во-первых, C919 легко доступен. “Вы могли бы получить его завтра”, - говорит Юсоф. В отличие от этого, время ожидания самолета Boeing или Airbus составляет годы.

C919 также намного дешевле.

Шукор Юсоф:

Они [Comac] готовы пойти на попятную и разгрузить самолеты со значительной скидкой. Мы говорим об экономии от 15 до 20%. Они здесь не для того, чтобы зарабатывать деньги. Это национальный проект.

Конкурировать с 737-м - грандиозное предприятие. Самый продаваемый коммерческий авиалайнер в истории, он эксплуатируется более чем 5000 авиакомпаниями почти в 200 странах. В любой момент в небе может находиться более 1000 человек.

В конечном счете, успех C919 может определяться способностью Boeing к самоповреждению больше, чем чем-либо другим.

Растущее беспокойство по поводу все более неоднозначного послужного списка американского гиганта может убедить некоторые авиакомпании сделать ставку на C919.

Терпение американского авиационного гиганта стоимостью 235 миллиардов долларов уже иссякло после того, как длительная остановка 737 Max привела к огромному отставанию в заказе, как раз когда авиационная отрасль была готова оправиться от пандемии.

Юсоф говорит, что люди, которые долгое время уважали Boeing и восхищались им, теряют веру. Среди них Майкл О'Лири из Ryanair, который ранее сказал Boeing “взять себя в руки”.

На прошлой неделе он выразил обеспокоенность по поводу продолжающихся задержек с поставками и того влияния, которое это может оказать на прибыль Ryanair в напряженные летние месяцы.

Рональд Эпштейн, аналитик Bank of America, предупреждает о задержках поставок Max 9, более новых Max 7 и Max 10, поскольку следователи снова тщательно изучают растущий парк самолетов Boeing.

Другие считают, что желание Пекина конкурировать с Boeing и Airbus было преувеличено.

Один из высокопоставленных руководителей авиационной отрасли:

Гражданская авиация является огромным драйвером роста для Китая, и в этом они полностью зависят от Запада. Речь идет о удовлетворении внутреннего спроса Китая, а не о создании рынка, полностью ориентированного на экспорт. Речь идет о независимости.

Независимо от истинных мотивов, проблемы Boeing могут просто сыграть на руку Comac, когда C919 поднимется в небо.