Но обо всем по-порядку.
Впервые идея демонстрировать людей подобным образом зародилась во времена открытия Колумбом Америки.
Диковинных людей, таких, как индейцев, показывали высшей знати тех лет как интересный трофей и, следует сказать, относились к ним более-менее уважительно. Продавая их, точно экзотических животных, этих людей передавали в пожизненное пользование высшему сословию, которое своими правами полного обладания редко пренебрегало - пленников кормили, поили, не обременяли работой.
Иногда на продажу поступали люди с врожденными отклонениями, к примеру, карлики или сиамские близнецы. Ими также владели с определенным уважением.
Но что до человеческих зоопарков?
Они приобрели размах в 1870-х годах.
Следует сказать, что людей не отлавливали, как зверей, и не сажали в клетки. Все было гуманнее, чем может показаться.
Туземцев приглашали принять участие в представлении. За отдельную плату от них требовалось продемонстрировать толпам посетителей особенности своего быта и культуры.
Многие соглашались, впоследствии даже не возвращаясь на родину. Заводили семьи на месте и жили, работая в качестве экспоната зоопарка.
Стоит сказать, что зрелище это было достойно того, чтобы его увидеть: поскольку кинематограф в те годы был совершенно не развит, быт туземцев воссоздавался с помощью построенных декораций. Случалось, что строили целые деревни, и представление приобретало широкие масшабы - люди просто валом валили, чтобы поглазеть на подобное. Ведь жизнь за пределами цивилизованного мира была очень уж диковинной и любопытной.
Почему же в таком случае человеческие зоопарки с течением времени стали вызывать такое неодобрение?
А вот, почему. Его участники воспринимались зрителями не как люди, но как нечто среднее между человеком и животным. Нечто, стоящее на целую ступень ниже в сравнении с белой расой из развитого мира.
Вся соль ситуации крылась в идее превосходства белых над "цветными" жителями далеких тропиков. Или, говоря простым языком, в неприкрытом расизме.