Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что конвенция Монтрё серьезно ограничивает присутствие боевых кораблей «нечерноморских» стран в акватории Черного моря. Напомним, что именно эта конвенция закрепляет особый статус проливов Босфор и Дарданеллы. Тем не менее, конвенция не противоречит проекту нового канала «Стамбул».
Эрдоган ранее отмечал, что связи Монтрё и проекта «Стамбул» просто не существует и именно поэтому Турция имеет полную независимость и суверенитет в Черном море. Несмотря на это, посол России в Турции Алексей Ерхов и глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу думают иначе. По их мнению, строительство проекта «Стамбул», практически как раз и означает отказ от конвенции Монтрё.
Другими словами, сейчас США руководствуется устоявшейся конвенцией и заводит свои боевые корабли в Черное море лишь на короткое время. Однако, если проект «Стамбул» продолжит развитие (сейчас срок реализации несколько сдвинулся), то флот США получит возможность находится в Черном море, если и не постоянно, то довольно продолжительное время.
Напомним, что полную реализацию проекта канала «Стамбул» планировали завершить уже к 2025 году. Впервые про канал заговорили десять лет назад, когда Реджеп Эрдоган занимал пост премьер-министра Турции, однако постоянно откладывали проект из-за угрозы нарушения конвенции Монтрё.
Для справки: конвенции Монтрё была принята в 1936 году. Согласно главным установкам, военные боевые корабли «нечерноморских» государств могут находится в акватории Черного моря, однако имеют ограничения по сроку пребывания в зависимости от класса судна.