Тесная связь между Китаем и Африкой установилась еще в середине прошлого века, так как социализм в китайской форме показался многим лидерам африканских стран более привлекательным, чем советский. Кроме того, лидера африканской оппозиции хорошо относились к учениям товарища Мао. Буквально за несколько десятилетий Китай основательно закрепился на африканском континенте, что, конечно, нравится далеко не всем влиятельным государствам, как в Африке, так и за ее пределами.
По мнению Виноградова, мягкими инструментами, например, деньгами, часто можно добиться более благодатного эффекта, чем грубой силой. На это и сделал ставку Китай – инвестиции в обмен на использование природных ресурсов и инфраструктуры. Тем не менее, Китай дважды «замахивался» и на силовой вариант в 1969 году, но тогда ему помешал СССР и, спустя 10 лет – в 1979 году, когда произошел конфликт с Вьетнамом. Однако практика показала, что купить проще, чем разрушить и построить заново.
С одной стороны, африканскому континенту выгодно сотрудничать с Китаем, так как это огромный прилив инвестиций, а том числе и появление новых рабочих мест, повышения уровня жизни, развития инфраструктуры. Тем не менее, Китай фактически привязывает к себе страны и не отпускает, а независимость, хоть и бедную, мало кто хочет терять, особенно с учетом богатой земли африканского континента.
Китай активно ведет добычу нефти в Судане, куда были вложены сотни миллионов долларов США, а также снабдил страну оружием, что отлично использовалось в ходе гражданской войны. Формально, только по вине Китая страна разделилась пополам, а граница прошла ровно по нефтяным ресурсам. С другой стороны, Китай не предполагал такого исхода, так как это добавила ему головной боли в тех же инвестициях.
Виноградов склонен ко мнению, что в своем противостоянии США с Китаем, риторикой торговых войн все не ограничится. Формально – это неоколониализм Китая африканского континента, однако он куда мягче, чем западный, поэтому Африка пока отдает голос КНР. Просто потому, что в Африке давно привыкли к достаточно наплевательскому отношению к окружающей среде, здоровью рабочих и общим правилам безопасности, что не хотят навязанных Западом «стандартов».
В целом, глобальные экономические взаимоотношения – дело тонкое. По словам Виноградова, когда в нищую страну, совершенно не имеющею капитала, приходит инвестор, нужно понимать, что приходит он не из благих намерений, а для того, чтобы заработать. Сам Китай уже давно является объектом такой инвестиционной работы, поэтому он применяет свой собственный опыт XX века в XIX веке формально колонизируя африканский континент, навязывая свои экономические правила.