Стоимость проекта оценивали в 180 миллионов долларов США. При этом Узбекистан сообщил, что не намерен останавливать сотрудничество с Афганистаном, по крайней мере, по этому направлению.
В 2010 году эксперты называли такое сотрудничество – началом эпохи железной дороги в Афганистане. Примечательно, что пути должны были появится еще сто лет назад, однако в конце XIX века Пакистан не разрешил Англии реализовать строительство.
Кстати, дальнейшие проекты также не реализовывались по разным причинам. Например, в 1960 году Афганистан просил помощь в строительстве железной дороги у СССР, но получил отказ. А в 1980-е годы началась война и все проекты в этом направлении были приостановлены.
Тем не менее, в 2009 году Узбекистан начал переговоры по транспортной теме с Афганистаном, которые длятся последние несколько лет. В 2017 году активно проходили встречи глав государств и было подписано очередное соглашение о строительстве линии «Мазари-Шариф — Герат», однако направление позже посчитали менее выгодным.
Трансафганская железная дорога начала строится только в феврале 2021 года, когда наконец утвердили «Дорожную карту». Теперь предполагается, что железная дорога составит протяженность в 570 километров путей, а также будет иметь сопутствующую инфраструктуру – около 260 мостов, 7 тоннелей и примерно 640 водопропускных сооружений. При этом механизм финансирования проекта пока остается открытым.
Конечно, власти Афганистана заинтересованы в строительстве железной дороге, однако между ним и Узбекистаном стоит вопрос одобрения со стороны Москвы. Переговоры на эту тему начались также в феврале текущего года, однако пока результаты неизвестны.