Однако стоит отметить, что большинство школьных учебников в Германии построены не по датам, а по оценкам событий. Восточная кампания Второй мировой войны сразу обозначается как нападение гитлеровской Германии на СССР, причем спланированное.
А вот практически все упоминания Гитлера и Сталина в одной связке подразумевают под собой Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, которые подписали Риббентроп и Молотов в 1939 году. При этом план «Барбаросса» обозначен отдельно, однако далее в учебниках даты играют небольшую роль.
Важно понимать и то, что Германия состоит из 16 федеральных земель и у каждой из них свои учебные планы школьной программы, а также учебная литература и по несколько издательств, которые ее предоставляют. Поэтому, с одной стороны, странно, что даты играют второстепенную роль, с другой – все не так хаотично, как может показаться по незнанию немецкой школьной программы.
Стоит отметить еще один интересный факт: в Германии школьникам все же нужно знать даты, однако не все их знают, как в России, буквально с первых классов. Дело в том, что, например, в Баварии учебная программа истории начинается с пятого класса, а в Нижней Саксонии – с седьмого класса.
При этом концепция учебного плана построена не на хронологическом отображении событий, а тематическом подходе. То есть, преподаватель может самостоятельно выбрать несколько тем и решить, будет ли он говорить с учениками о русской или французской революциях, или пропустит эту тему.
Немецкие учителя подчеркивают, что главная цель учебного процесса в стране не в запоминании дат, фактов и событий Второй мировой войны, а в донесении конкретных примеров и выявлении взаимосвязи для того, чтобы понять почему это произошло и почему важно избегать это сейчас, а также какие разрушительные последствия имело.