Были обнаружены документы, которые раскрывают новое стороны и факты о первых неделях Великой отечественной войны. В частности, в архивах хранятся воспоминания главы брестского обкома коммунистической партии Беларуси о боях, происходивших в Бресте.
Оказывается, первые действия были предприняты еще до 4 часов утра. В 2 часа ночи две роты диверсантов в форме красноармейцев вывели из строя водопровод, связь и электростанцию.
Уже в 3 часа 15 минут утра начался массированный артиллерийский обстрел крепости, а также военные городки Бреста. С самолетов были сброшены тысячи листовок, которые объясняют нападение на СССР желанием немцев "спасти советский народ".

Предъявление такой листовки якобы являлось пропуском при сдаче в плен. Красноармейцам, которые сдались, обещалось хорошее обращение. К утро основные части Красной армии и подразделения милиции отступили из города. Не захвачены были крепость, военкомат и здание железнодорожного вокзала.
Глава брестского обкома Михаил тупицын рассказывал о причинах отступления из Бреста основных частей армии.
"…ни одна часть и соединение не были готовы принять бой. Поэтому вынуждены были или в беспорядке отступать, или погибнуть", - написал он.
В документах немцев говорилось, что у частей, наступавших на Брест, были все планы и карты города, в том числе и знаменитой Брестской крепости, немцы владели информацией о промышленности и производствах региона, они знали имена и адреса партийной элиты города и комсомола. Когда части карателей вошли в город, то сразу же взялись за арест коммунистов, комсомольцев и других активистов.
"Уже в 14 часов карательные отряды начали арестовывать коммунистов, советский, комсомольский и хозяйственный актив".
К 41-му году задачей брестской крепости не было ведение длительных оборонительных боев. Она была местом дислокации личного состава и использовалась в качестве склада. По большому счету, одним из немногих источников информации по поводу происходящего там летом 41-го года, являются воспоминанию людей, защищавших ее, а также немцев.
Даже нацисты утверждали, что бойцы, которые не покинули крепости и остались в ней, сражались храбро и проявляли мужество и героизм. Солдат в крепости было не больше 9 тысяч, у них не было танков и тяжелой артиллерии, но они держались против элитной 17-тысячной 45-й дивизии Вермахта.

Против защитников крепости, которые не сдавались несколько недель, выпустили несколько десятков 600-мм снарядов, масса которых доходила до двух тонн. Вместо 8 часов, которые отводились немцами на штурм цитадели, пограничники держали их 8 дней. Часть бойцов все же смогла пробиться из окружения. Именно благодаря им люди узнали о подвиге защитников.
План "Барбаросса" предусматривал быстрый захват Минска, Москвы, Вильнюса и Смоленска как особо важных городов. До начала войны в столице Беларуси жили около 300 тысяч человек. До начала войны большое количество столичных предприятий было переведено на "оборонку", поэтому их захват был особенно важен для Германии.
Сам минск не был готов к войне. В 4 часа 40 минут утра 22 июня главе ЦК КПБ Пономаренко сообщили о начале войны. Больше информации долгое время не поступало, так как связи с приграничными территориями уже не было. Уже утром поступило сообщение, что необходимо как можно скорее завершить строительство оборонительных сооружений. На тот момент в Минске не был бомбоубежищ необходимой категории защиты.
Первые дни войны были для минчан относительно спокойными. Люди считали, что враг не дойдет до города.
Пономаренко рассказывал, что постоянно разговаривал со Сталиным, однако, он приказывал не поддаваться панике. Без команды сверху он не мог предпринять никаких действий. Вечером 23 июня Пономаренко приказал эвакуировать детей, ценности из банков, а также оборудования с военных заводов. В ночь на 23 июня в Минске объявили мобилизацию, хотя часть людей приходили в военкоматы, даже не получив повестки.
24 июня начались бомбардировки города. Разрушены были железные дороги вместе с составами, был поврежден водопровод, а много мирных жителей были убиты.
Хотя Сталину докладывали о происходящем и просили разрешить действовать, он обвинил в трагедии генерала Павлова , который был расстрелян 22 июля.
"В июне 41-го практически все стрелковые и мотомеханизированные войска, находившиеся в белорусской столице или в непосредственной близости, за исключением 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии, либо не были полностью отмобилизованы, либо пребывали в стадии формирования", - говорится в документе Института национальной памяти России.
Оккупация белорусской столицы продолжалась 1100 дней.