В России централизованная модель управления, что означает концентрацию основных ресурсов именно в столице — Москве. При этом страна еще с советского периода не проявляет желание развивать другие регионы для того, чтобы они стали, например, культурными центрами, как это делают другие европейские страны (в Бельгии — Брюгге, в Украине — Львов).
Бюджет Москвы составляет порядка 2,6 триллионов российских рублей в год, а большая часть казны пополняется благодаря налогам бизнеса и населения. Налог на доходы физических лиц составляет 39,5%, на прибыль организаций — 32,8%. Еще есть поступление НДФЛ, которые также влияют и на жителей Москвы, и Подмосковья.
В регионах картинка складывается по-другому: налог на прибыль организаций 22,8%, а пополнение бюджета от физиеских лиц — 26,6% налога. Кстати, столица еще и зарабатывает порядка 200 миллиардов российских рублей на сдаче или продаже городского имущества, а это больше годового бюджета всей Кемеровской или Новосибирской областей.
Больше всего в бюджет российской столице платят предприятия торговли — порядка 21,9% (при этом сюда включена и оптовая торговля), а вот банки и страховые компании на удивление уплачивают только 16,1%. Существует очень большое заблуждение о поступлении в бюджет больших сумм от нефтегазовых компаний, однако на самом деле такие поступления незначительны относительно других статей.
Дело в том, что рентные нефтяные налоги и экспортные пошлины поступают в федеральный бюджет, а не конкретно московский и, таким образом, налог нефтяных компаний по большей степени оседает в регионах.