Что фашистская Германия предлагала Советскому Союзу в 1940 году

В ноябре 1940 года с трехдневным визитом в Берлин прилетел формальный глава Советского правительства — председатель Совета народных комиссаров Вячеслав Молотов.

В программе пребывания Молотова в Берлине были в том числе и переговоры с рейхсканцлером и фюрером фашистской Германии Адольфом Гитлером. Стоит отметить, что саммит проходил в довольно необычной обстановке: за год была радикально перестроена политическая карта Европы. Конечно, это произошло благодаря тактическому альянсу СССР и Германии, который был заключён в Москве более, чем за год до этого — в сентябре 1939 года. Тем не менее, в новых условиях две континентальные державы меньше нуждались в друг друге.

Экс-министр иностранных дел рейха Иоахим фон Риббентроп писал, что осенью 1940 года он хотел устроить личную встречу Гитлера и Сталина, однако Сталин отказался выезжать за пределы СССР, а Гитлер боялся ехать в союз. Именно тогда Риббентроп и пригласил Молотова в Берлин.

Риббентроп в свою очередь говорил, что на взгляд Гитлера, историческая задача четырех держав — СССР, Италии, Японии и Германии — урегулировать свою политическую деятельность и перспективу разграничения интересов, чтобы направить будущее на развитие народов по правильным направлениям.

Молотов позже понял, что правильными путями для Гитлера были присоединением к СССР к пакту трех держав — Германии, Италии и Японии. Таким образом должен был прекратиться тройственный союз и превратиться в четверной. Тем не менее, в тоже время уже разрабатывался план нападения на СССР, который не был секретом для правящих кругов рейха, но большая группа дипломатов выступала против такого плана.

Гитлер вообще не рассчитывал на серьезность переговоров с Молотым, а в случае неудачи и непринятия СССР его предложения, в оборот должен был быть запущен второй вариант — силовой. Фактически, так и произошло. Стоит заметить, что Молотов приехал в Берлин уже с заранее сформированным требованием насчет советских баз в Турции, а также интересов СССР в Болгарии и Финляндии, однако Гитлер постарался перевести внимание советского чиновника на вопросы раздела Британской империи.

По большому счету, это и было главное предложение фашистской Германии Советскому союзу — перспектива раздела британского наследства, так как Гитлер считал, что Англия уже разбита и никогда больше не сможет подняться. Правда, Молотов заметил сидя в бомбоубежище: «если Англия действительно в упадке, то почему мы сидим здесь, а снаружи падают бомбы».

Конечно, Гитлер отказался содействовать СССР в оказании давления на Турцию и Болгарию, а также в предоставлении свободного выхода из Балтийского моря в северное через проливы Дании. Кроме того, СССр было также отказано в дружественном нейтралитете в случае очередной Советско-финляндской войны. Вместо этого Молотову была предложена перспектива выхода к Индийскому океану, который еще нужно было завоевать.

Предложение Германии к Советскому Союзу присоединиться к «Оси» и помочь в войне против Англии было отвернуто, так как не заинтересовало реальное руководство страны. Некоторые историки склоняются ко мнению, что это предложение и вовсе было отвлекающим маневром в военном плане и имело целью оттянуть большую часть вооруженных сил СССР на Кавказ и Среднюю Азию, в то время, как Германия начала бы вторжение со стороны западных границ.