Почему Горький и Маяковский однажды чуть не подрались?

September 21, 2021 01:45
Почему Горький и Маяковский однажды чуть не подрались?

Не обманывайтесь суровыми портретами поэтов и писателей. Люди, изображенные на них, так же смертны, как и все, и они также падки до интриг и скандалов.

В большей степени это относится к Владимиру Маяковскому. И вот, почему.

В 1913 году молодая выпускница гимназии Софья Шамардина приехала в Москву учиться на Бестужевских курсах. Заботу о ней вверили Корнею Чуковскому, который был другом ее родителей. 

Соня была поразительно красива. Многие современники тех лет говорили о том, что "нельзя было остановиться и не обернуться на проходящую мимо очаровательную юную девушку".

Корней Иванович частенько брал Соню на поэтические вечера, в том числе и на собрания поэтов-футуристов, славящихся своим необузданным духом революционеров. Там она познакомилась с Владимиром Маяковским, который "вышел в своей неизменной желтой кофте, и ни на кого больше смотреть было невозможно, пусть на том вечере присутствовали иные известные футуристы." После вечера поэзии Маяковский и Соня отправились в известнейшую арт-таверну тех лет "Бродячую собаку". И с этого момента началась их любовь.

Соня забросила обучение и всюду бывала с футуристами. Принимала участие в их сборищах в качестве "артистки-футуристки", как ее подписывали на всех афишах.

Корней Иванович, разумеется, за голову хватался, не зная, что и предпринять.

"Как я взгляну в глаза ее родителям?" - Раз за разом вопрошал он себя.

Однако же самой Сонке, как называл ее Маяковский, было все равно на метания учителя. К слову, именно ей Владимир Владимирович посвятил стихотворение "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?»

Их страстная любовь погасла, подобно спичке: стремительно и неотвратимо. Сонка узнала, что беременна, и родители забрали ее назад, в Минск.

А Маяковский встретил Лилю Брик.

Чем же в данной истории примечателен Максим Горький?

Пусть он и появился сильно позднее - аж в 1915 году, - однако же они с Маяковским приятельствовали: Горький любил покровительствовать сильным, смелым в своем творчестве поэтам и литераторам, а талант Маяковского был налицо, особенно после "буревестника революции". Горький печатала Маяковского у себя в издательстве "Парус", ровно как и в "Новой жизни", одаривал его положительными рецензиями. Однако в 1918 году эта идиллия подошла к концу, так как Владимир Владимирович на одном из поэтических вечеров объявил своего покровителя Максима Горького "старым и больным", также заявив, что "непременно набил бы ему морду".

Причиной же являлась "чрезмерная болтливость" Горького на тему того, что, дескать, Маяковский заразил Сонку Шамардину сифилисом.

Разумеется, то было ложью. Маяковский никогда сифилисом не болел, и это подтвердило вскрытие, сделанное после смерти поэта.

До Горького подобный слух дошел через Чуковского или кого-то еще из литературной богемы, оттого-то он и взбеленился: как можно жить с молоденькой девушкой, будучи больным таким страшным недугом?

Ко всему прочему, Маяковский не выражал своему опекуну должного почтения, а шел своим путем.

Когда страсти разгорелись до огромных масштабов, Лиля Брик отправилась к Горькому, чтобы узнать, действительно ли слухи, что он распускает, правдивы. Тот не смог дать вразумительного ответа.

Тем дело и завершилось. Разумеется, никто никого не избивал. Сонка, сделав аборт, стала политическим деятелем: депутатом Городского Совета. Маяковский же вовсю увлекся Брик.