Первая советская атомная подводная лодка сохранена и готовится стать популярным музеем в России

September 21, 2021 10:19
Первая советская атомная подводная лодка сохранена и готовится стать популярным музеем в России

«Ленинский комсомол» будет перемещен в плавдок Главного управления глубоководных исследований ВМФ России «Свияга», в котором К-3 по Беломоро-Балтийскому каналу отправится в Санкт-Петербург с дальнейшей буксировкой в Кронштадт.

Как планируется, первенец атомного подводного флота России АПЛ «Ленинский комсомол» станет центральной экспозицией музея Военно-Морской Славы в Кронштадте, созданием которого занимается автономная некоммерческая организация «Остров Фортов».

После переоборудования внутри лодки будут восстановлены ключевые пространства и обеспечена возможность свободного доступа для всех групп населения, в том числе и маломобильных. Лодка будет размещена на металлических опорах и укрыта стеклянным куполом.

К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка (после американских «Наутилус» и «Сивулф»). Единственный представитель проекта 627 «Кит», все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»). Спущена на воду 9 августа 1957.

Свое имя «Ленинский комсомол» получила в память от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

Надо сказать, что хотя американцы опередили СССР в создании АПЛ, но в отличие от американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрических лодок, корпус К-3 проектировался с нуля, с упором на качество подводного хода. Таким образом, можно сказать, что К-3 «Ленинский комсомол» это первая в мире АПЛ спроектированная с нуля, тогда как американцы просто установили атомный реактор в корпус уже существующей дизельной подлодки.

Удивительно, но АПЛ числилась в составе Северного флота аж до 1991 года. Уже тогда Морской коллегией при правительстве РФ было принято решение о переоборудовании её в музей.

Но решение-то было принято, а вот средств под его реализацию не было. Поэтому ОСК приняла решение утилизировать лодку до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область).

В 2013 году был вырезан реакторный отсек и заменен специально изготовленным муляжом. До 2019 года, на лодке были завершены работы по конвертации: заварены все забортные отверстия. Далее должны были быть выполнены работы по восстановлению легкого корпуса подводной лодки там же на заводе «Нерпа» в Снежногорске.

Судя по фото легкий корпус полностью не восстановлен - или приняли решение оставить как есть, или будут что-то делать уже в Кронштадте.