Легендарный предатель: как один человек сумел положить конец волне преступности?

Мафия как уникальная криминальная структура начала свое падение еще в восьмидесятых годах, после того, как прокатилась целая волна арестов представителей мафиозных "семей".

И начало ей положил человек, который до сих пор носит название самой противоречивой фигуры в истории мафии. Этим он и уникален.

Краткий экскурс в историю

История Томмазо Бушетты – будущего сицилийского мафиози, впоследствии известного как «Дон Мазино» – берет свое начало в бедном районе Палермо. Бушетта был младшим из семнадцати детей и рос в ужасающей нищете.

Впрочем, в дальнейшем трудности только поспособствовали его желанию начать работать на Коза Ностру (название итальянской мафии, в переводе означает "наше дело").

Так, сперва он занимается контрабандой сигарет.

Спустя годы его обвиняют в двойном убийстве, что заставлет его бежать в США и не без помощи «друзей» открыть небольшой бизнес, связанный с пиццей.

Через время он возвращается на Сицилию, где возобновляет преступную деятельность, став членом мафиозного клана «Порта Нуова», который возглавлял Джузеппе Кало. Теперь Бушетта выполняет куда более опасную работу, что создает ему авторитет и позже позволяет вступить в «семью» под названием «Гамбино».

Далее начинается его преступная деятельность, связанная с наркотиками – ему доверяют управление сетью пиццерий, служащих прикрытием для торговли «дурью». Что вскоре и приводит его к тюремному заключению, где он получает пожизненный срок за первое совершенное двойное убийство.

Впоследствии это заключение и спасло его от участия во «Второй войне кланов» - противостоянии мафиозных семей за право главенствовать на Сицилии и держать под контролем преступный бизнес, в частности, героиновый трафик. В результате два сына Бушетты, его брат, два племянника, а также большинство его друзей и покровителей погибли в этой войне, а власть досталась мафиозной семье Корлеоне.

Долго горевать по погибшим родственникам у Бушетты не получается – прямо в тюремную камеру ему наносит визит судья Джованни Фальконе, который рисует Бушетте незавидные перспективы: отбывать пожизненное заключение, быть убитым людьми Сальваторе Риино (главой семьи Корлеоне), или начать сотрудничать со следствием, «сдать» верхушку мафии и тем самым обеспечить себя защитой правоохранительных органов. Бушетта с возмущением отказывается от сотрудничества – он объясняет, что является честным мафиози, а следовательно, не может нарушить закон омерты, одним из пунктов которого является запрет на выдачу властям членов мафии.

Стоит отметить, что после «Второй войны кланов» и с приходом к власти корлеонцев лицо Коза Ностры существенно меняется. Именно из-за корлеонцев в рядах мафии становится популярным выражение «семя врага должно исчезнуть», что означает: необходимо уничтожить весь вражеский клан, от младенцев до стариков.

Данное выражение противоречит принципам многих мафиози «старой» школы. В том числе и принципам Бушетты. А учитывая то, что его семья тоже пострадала от рук клана Корлеоне, он со временем все же решается на сотрудничество с полицией.

Он приглашает к себе в камеру судью Фальконе. Начинает говорить. И в итоге становится самым первым доном в истории, нарушившим омерту. Первым человеком, превратившимся из крупного мафиози в пентито (пер. с итал "предатель").

Тем не менее, о себе Бушетта говорил следующее:

 «Я всегда был и остаюсь человеком чести. Я сознательно стал членом Коза Ностры и с этого дня ничего не изменилось. А вот они (семья Корлеоне и их союзники) отошли от идеалов Коза Ностры. Поэтому я не признаю себя предателем.» - Цитата Томмазо Бушетты из фильма «Предатель», 2019 г.

Вот почему образ Бушетты столь уникален. С одной стороны, он является олицетворением классического преступника, безжалостного убийцы, торговца наркотиками, один из сыновей которого, к слову, вскоре сам пристрастился к героину. С другой же – он является человеком, положившим начало уничтожению мафии. Человеком, не побоявшимся выступить против могущественной Гидры, носящей имя Коза Ностра, способной нанести ответный удар в любой момент.