Задумавшись над данной проблемой, журналист, общественный деятель и политический консультант Анатолий Вассерман пришел к выводу, что виноват не Сталин, а Берия. Оказывается, что именно по его наводке многих поставили к стенке. Виссарионович же просто пошел на поводу, потому что у него не было выбора. Сталин был подневольным лицом. Но и Берия не является "венцом всего зла".
Повлияло на события истории и влияние НКВД. Данный орган старался занять в государстве лидирующую позицию. Нарком Ежов собирал досье на Сталина и Молотова. Однако их он не мог арестовать, так как имел "рыльце в пушку" и гомосексуальные наклонности.
30-е годы лишили Сталина права выбора - другими словами, ему просто не дали провести альтернативное голосование. Региональные руководители сами писали свою историю, и Сталин мог лишь "подрезать", но не искоренить - он дважды вычеркивал из кандидатов на арест маршала Егорова, а при Хрущеве все эти документы уничтожались.
Хрущев же был палачом похлеще - по словам Серго, Никита Сергеевич жаловался, что на массовые аресты и казни стоят "лимиты": то есть, он собирался казнить 12-14 тысяч, а разрешали ли 2-3 тысячи.
В конце-концов, автором кровавого террора не является не Сталин, и этому есть подтверждение. В 1937-1938 гг. террор останавливал Берия.
Невольно возникает вопрос: получается, что все это время Сталина пытались всячески "опорочить". На самом деле, идеологическому противнику это было выгодно. Хорошо, что явился Берия, который положил конец кровавой мясорубке. Кстати, именно Берия выяснил, что жертвами террора часто становились невинные люди.
Анатолий Вассерман считает, что в ту пору козни строились на каждом шагу. Многие спали и видели, как с поста наркома обороны уходит Ворошилов.
Конечно же, Тухачевский тоже не был врагом народа. Правда, его система убеждений была двойственной - он был уверен, что СССР проиграет Германии. Также он работал над планом, согласно которым Красная Армия должна была рухнуть за пару недель войны. Однако делал все потому, что хотел сэкономить силы и ресурсы.
Еще один, но не менее важный довод в пользу Сталина: из всех тогдашних политиков он был наиболее адекватен. К примеру, если сравнить решения Сталина и Хрущева, у кого из них наиболее приемлемые варианты развития событий? Явно не у последнего.
Исходя из всего, Анатолий делает вывод:
"Изучая судьбоносные для страны решения, я невольно ставил себя на место Сталина. И приходил к выводу — из всех возможных вариантов он выбирал наиболее адекватный. В отличие от того же Хрущева, который, обвиняя Иосифа Виссарионовича в страшных злодеяниях, сам не то что по локоть - по ноздри в безвинной крови".